Перейти к основному содержанию
12.06.2024

В День России президент страны Владимир Путин в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца вручил Государственную премию Российской Федерации в области литературы и искусства 2023 года директору музея-заповедника «Царское Село» Ольге Таратыновой и директору Царскосельской янтарной мастерской Борису Игдалову. Высокая награда присуждена за вклад в возрождение царскосельского дворцово-паркового ансамбля.

За словом «вклад» – титанический труд музейщиков и реставраторов, вдохновение и мастерство, надежды и мечты. Это награда не только нашим современникам, но и по большому счету – ленинградским реставраторам: тем, кто в 1957-м из руин начал возрождать один из самых красивых дворцово-парковых ансамблей мира.

Последние полтора десятилетия для музея – время реставрационных прорывов: практически каждый год открываются возрожденные дворцовые интерьеры или парковые павильоны. Эти памятники культуры – национальное достояние, гордость Петербурга и страны. Главные жемчужины – архитектурные шедевры XVIII-XIX веков: Агатовые комнаты (2013), церковь Воскресения Христова в Екатерининском дворце (2019), Лионский зал (2021). Их реставрировали специалисты Царскосельской янтарной мастерской, которые в 2003-м завершили воссоздание Янтарной комнаты, оно длилось почти четверть века.

Такого темпа и такого результата вряд ли удалось бы достичь без командной работы, вдумчивой стратегии, умения сформировать творческий коллектив, объединить профессионалов. В этом огромная заслуга директора нашего музея и руководителя реставрационной мастерской.

В сложнейшем механизме научной реставрации нет более или менее важных этапов или людей. Во многом результат определяет слаженность работы музейных сотрудников, архитекторов, технологов и мастеров-реставраторов. Реставратор – красивая профессия, у нее высокая миссия – возвращать утраченное. В работе музейщиков и реставраторов много благородства, подвижничества, любви. Здесь не работают люди с холодным сердцем.

Наш музей до сих пор восстанавливает то, что уничтожила война. Продолжается масштабная реставрация Александровского дворца. Закончена первая очередь работ в комплексе «Императорская ферма». При поддержке компании «Газпром» завершается воссоздание личных комнат Екатерины II в Зубовском флигеле. С его окончанием можно будет с уверенностью сказать, что восстановление Екатерининского дворца после разрушений Великой Отечественной войны в основном завершено. Не одно поколение музейщиков и реставраторов мечтало об этом и делало все, чтобы этот день наступил. 

Поздравляем искренне Ольгу Владиславовну и Бориса Павловича! Гордимся коллегами и желаем вдохновения, созидания, сил!

КАК ЭТО БЫЛО

Агатовые комнаты

Апартаменты императрицы Екатерины II, созданные по ее воле в XVIII веке и сохранившие подлинную историческую отделку до наших дней. Они уникальны как в художественном, так и в техническом отношении и не имеют аналогов не только в России, но и в мире. В начале XXI века стало понятно, что шедевр погибает и может быть безвозвратно утрачен. Средства выделила компания «РЖД» (фонд «Транссоюз»). Главная задача мастеров заключалась в том, чтобы максимально сохранить подлинность отделки интерьеров. Каждый шаг реставраторов обсуждался на реставрационных советах с участием ведущих петербургских специалистов и сотрудников ГМЗ «Царское Село». «Это прорыв в российской реставрации» – таков был вердикт Реставрационного совета, принимавшего работы. За три года возрождены все семь интерьеров Агатовых комнат.

Церковь Воскресения Христова

Дворцовая церковь (ее золоченые купола – один из символов музея) – неотъемлемая часть Екатерининского дворца. Церковь, созданная по проекту Растрелли и освященная в присутствии императрицы Елизаветы Петровны в 1756 году, поражала великолепием и красотой. В годы войны была разграблена. К началу 2000-х годов интерьеру требовалась масштабная реставрация. Все необходимые средства были выделены ПАО «Газпром». Исторический интерьер возрождали 350 специалистов – позолотчики, лепщики, резчики, живописцы. Перед реставраторами стояла задача к определенному сроку выполнить большой объем сложнейших работ разного профиля. Масштабная реставрация – первая за полтора века – велась четыре года.

Лионский зал

Один из самых совершенных интерьеров архитектора Чарльза Камерона – входил в число личных апартаментов Екатерины II. Этот шедевр создавался во второй половине XVIII века и получил свое название благодаря отделке стен шёлком, изготовленным в Лионе. Редкий по изысканности эффект получился благодаря сочетанию «золотого» шелка с синим лазуритовым декором. Декоративная отделка интерьера была полностью уничтожена в годы войны. Предметы лазуритового гарнитура, картины и люстру удалось эвакуировать. Похищенный фашистами паркет обнаружили в Берлине и в 1947-м вернули в Царское Село. Восстановление всего декора Лионского зала – чрезвычайно дорогостоящая и трудоемкая задача, поэтому работы велись поэтапно, значительную часть средств выделил «Газпром». В роскоши отделки и мастерстве исполнения Лионский зал не уступает знаменитой Янтарной комнате.