Перейти к основному содержанию
30-06-2017
29-09-2019

Режим работы

11:00 – 19:00 (касса и вход посетителей до 18:00)

Выходной день: четверг

Выставка расположена в Камероновой галерее. Вход со стороны статуй Геракла и Флоры.

Стоимость билетов

Взрослые – 200 руб.

Пенсионеры РФ и Республики Беларусь, студенты, члены союзов художников, архитекторов, дизайнеров России, курсанты, военнослужащие срочной службы – 100 руб.

Учащиеся (с 16 лет) – 50 руб.

Посетители до 16 лет – бесплатно.

Информация

30 июня 2017 года в музее-заповеднике «Царское Село» открылась выставка «Царское Село. 1917. Накануне…». Экспозиция разместилась в Камероновой галерее. Выставка отражает переломные моменты: жизнь семьи последнего российского императора под арестом в Александровском дворце, создание в императорской резиденции музея.

Выставка рассказывает о жизни царскосельской резиденции в феврале-октябре 1917 года, в период между двумя революциями. Это время, когда заканчивается одна – монархическая – и наступает новая эпоха, полная революционных потрясений. Резиденция в Царском Селе еще существует, но уже утратила императорский статус. В Александровском дворце еще живет последний российский император и его семья, но уже как арестованный Временным правительством гражданин Романов. С весны 1917 года в императорских дворцах Царского Села работает Художественно-историческая комиссия, организованная для инвентаризации национализированного имущества и создания музея в бывшей резиденции.

В экспозиции представлены материалы Художественно-исторической комиссии, фотографии, произведения искусства и предметы убранства Екатерининского и Александровского дворцов, «свидетели» событий 1917 года, а также мемориальные вещи императорской семьи.

В разделе, посвященном императорской России, можно увидеть парадные костюмы венценосных владельцев Царского Села, мундиры, личные вещи и письма, а также кинохронику начала XX века, в которой один из личных кинооператоров Николая II Александр Ягельский запечатлел значимые события жизни Двора.

Трагические страницы отречения Николая II и ареста императорской семьи проиллюстрируют уникальные материалы из собрания Государственного архива Российской Федерации – акты отречений, журнал заседаний Временного правительства (на выставке представлены в цифровом формате). Блок фотографий, также включенный в экспозицию, расскажет о жизни семьи во время ареста в Александровском дворце.

Уже в мае 1917 года вышел приказ о создании Художественно-исторических комиссий для работы в пригородных дворцах «для приема, регистрации и систематизации как с художественной, так и с хозяйственной стороны всех движимых и недвижимых имуществ бывших Дворцовых Управлений». Комиссию в Царском Селе возглавил архитектор Георгий Лукомский. Главная задача комиссии – составление новых описей (на основе подобных документов 1860-х и 1910-х годов), которые по сути стали первыми музейными инвентарными книгами и каталогами. Важной составляющей этой масштабной и чрезвычайно трудоёмкой работы было создание фотографий наиболее ценных предметов и интерьеров дворца. В 1917 году фотограф Андрей Зеест сделал цветные снимки интерьеров Екатерининского дворца, а после отъезда семьи Николая II в ссылку – личных комнат бывших венценосных владельцев в Александровском дворце.

Посетители увидят, как выглядели новые описи и инвентарные карточки, разработанные Художественно-исторической комиссией; автохромы Андрея Зееста; чертежи, показывающие расстановку мебели и предметов на жилой половине Александровского дворца.

Один из разделов посвящен эвакуации музейных ценностей в Москву осенью 1917 года. В связи с наступлением германских войск на Петроград по приказу Временного правительства наиболее значимые предметы из царскосельского собрания в сентябре-октябре 1917 года были отправлены в Московский Кремль, где хранились в течение пяти лет.

Справедливую оценку работы Художественно-исторической комиссии дал историк искусства Александр Бенуа: «Все мы были свидетелями того изумительного явления, что наиболее критические моменты русской революции прошли почти без ущерба для исторических и художественных памятников… Мы снова могли посетить Царское, Павловск, Гатчину, Ораниенбаум и Петергоф и любоваться всеми их красотами как ни в чем не бывало, сознавая, что лучшие и интереснейшие стороны исчезнувшего остались запечатлёнными и для нас, и для будущих поколений».

Работа, проведенная комиссией под руководством Георгия Лукомского, позволила 9 июня 1918 года открыть для посетителей Екатерининский дворец, 23 июня – парадные залы Александровского дворца и одновременно павильоны «Эрмитаж», «Адмиралтейство», «Концертный зал», «Арсенал» и другие. Бывшие императорские резиденции стали музеями.