Перейти к основному содержанию
01-06-2017
30-09-2017

В музее-заповеднике «Царское Село» открылась для посетителей выставка «Особняк Кочубеев. “Дворянское гнездо” в Царском Селе». Музей впервые обратился к этой теме, раскрывающей «второй план» императорской резиденции – жизнь ближнего окружения ее венценосных владельцев. Предметы убранства из особняка Кочубеев никогда прежде не выставлялись на всеобщее обозрение.

Экспозицию в Зубовском флигеле Екатерининского дворца составили более 100 предметов – характерные образцы живописи, изделия из бронзы, мебель, фарфор, скульптура, дающие представление о повседневной жизни и быте, об ушедшей и неповторимой атмосфере «дворянских гнезд». Это масштабный совместный выставочный проект ГМЗ «Царское Село» и Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург), подразделение которого – Учебный центр подготовки руководителей НИУ ВШЭ располагается в особняке Кочубеев (г. Пушкин, ул. Радищева, 4). Руководство вуза приняло решение познакомить с редчайшей коллекцией широкий круг людей, которые интересуются российской историей.

В числе истинных шедевров – каминные часы из бронзы в стилистике второго рококо – прекрасный образец изделия самого известного из петербургских бронзовщиков середины – второй половины XIX века Феликса Шопена. C 1843 года и на протяжении более 40 лет его фабрика была крупнейшим производителем художественной обстановочной бронзы, работала по заказам Императорского и великокняжеских дворов.

Напольная ваза эпохи модерн с изображением зимнего пейзажа (Россия, Санкт-Петербург, 1910-е) выполнена на Императорском фарфоровом заводе и имеет все художественные признаки, характерные для фарфоровых произведений этого времени. Роспись, вероятно, выполнена одним из ведущих художников фарфоровой мануфактуры Григорием Зиминым (1875–1958), создавшим большое количество эскизов с пейзажными сюжетами и виртуозно владевшим техникой подглазурной росписи.

Автор мраморного бюста женщины под покрывалом (Италия, Рим (?). 1881) – выдающийся скульптор из плеяды русских «итальянистов» Виктор Бродзский (1826–1904). Его работы отличают виртуозное мастерство обработки мрамора, умение использовать все фактурные возможности материала. Произведения Бродзского – пример хорошего вкуса, классической правильности форм и выразительности образов. Парадную лестницу Екатерининского дворца украшают две скульптуры Бродзского – «Спящий амур» и «Просыпающийся Амур».

На выставке представлены также кресла из Игральной комнаты цесаревича Алексея в Александровском дворце.

Представители нескольких поколений старинного дворянского рода Кочубеев служили при Императорском дворе. Действительный статский советник и церемониймейстер Двора Его Императорского Величества Василий Петрович Кочубей (1868–1940) задумал построить в Царском Селе, рядом с Екатерининским парком, великолепный особняк. Эти планы в начале прошлого века воплотил в жизнь архитектор Александр Таманов. По его проекту создали настоящий шедевр в стиле неоклассицизма: с роскошными фасадами и изысканными интерьерами. Дом Кочубеев вместил лучшие характерные черты «дворянского гнезда».

В ноябре 1912 года архитектор отошел от руководства работами по особняку, поскольку был категорически против надзора за своей работой со стороны инженера Владимира Лангвагена, которого Кочубей назначил поверенным. Оформление интерьеров продолжил друг Таманова архитектор-художник Николай Лансере. «Дорогой Коля! – писал Таманов, – Если тебе эта работа улыбается – принимай; я никаких претензий не имею ни к тебе, ни к другим архитекторам, кто бы ни взялся за эту работу». В 1913 году Лансере приступил к работе над интерьерами особняка вместе с архитекторами Всеволодом Романовым и Всеволодом Яковлевым и завершил их оформление в 1914 году, не отступив от первоначального замысла Таманова.

По воспоминаниям современников, «особняк был наполнен музыкой, смехом детей, звонкими голосами гостей и необыкновенным радушием самих хозяев».

Василий Петрович Кочубей родился в Згуровке (Украина). В 1892 году окончил Санкт-Петербургский университет «по разряду естественных наук»; свободно владел семью иностранными языками, из них пятью – восточными. Был женат на своей троюродной сестре Варваре Васильевне Кочубей, у них было восемь детей. Кочубей был богатейшим землевладельцем – только в Полтавской и Черниговской губерниях ему принадлежало около 15 тыс. десятин земли (16 350 га).

С 1910 года В.П. Кочубей – главный церемониймейстер Императорского двора. В 1911-м получил от императора Николая II «высочайшее разрешение» на строительство особняка в Царском Селе. Проживал в нём с 1914 года.

От отца унаследовал коллекции живописи, графики, бронзы, мебели, минералов и уникальную библиотеку, продолжал пополнять коллекции.

После революции первый нарком просвещения Анатолий Луначарский предложил Кочубею должность в Народном комиссариате иностранных дел, на что Василий Петрович ответил: «Я присягал Государю и на другое правительство работать не буду». После этого семья Кочубеев в течение суток вынуждена была покинуть Россию.

Кочубеи эмигрировали в 1918 году. По легенде, покидая свой царскосельский дом, Василий Петрович оставил в прихожей записку: «От России получил – России возвращаю». В.П. Кочубей умер в 1940 году, похоронен в Варшаве на православном кладбище.

Особняк был национализирован. В 1927-м в нем разместился Дом ветеранов революции 1905 года. В 1941–1944 годах, во время оккупации г. Пушкина, в здании располагалось гестапо. В 1947–1948 годах особняк реставрировали и приспособили для размещения Дома отдыха для работников Ленинградского обкома КПСС.

Совместная история особняка Кочубеев и Санкт-Петербургского филиала Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург) началась в 2012 году – тогда здание и расположенный в нем Учебный центр подготовки руководителей вошли в состав университета как подразделение дополнительного профессионального образования.

Для Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ ценность исторического объекта и собранной в нем коллекции уникальных произведений декоративно-прикладного искусства и живописи была очевидна сразу. Долгое время это наследие демонстрировалось только участникам образовательных программ и мероприятий, организуемых Учебным центром подготовки руководителей НИУ ВШЭ.

Однако, развивая уже сложившуюся традицию информационно-просветительских проектов, сегодня НИУ ВШЭ видит своей задачей не только сохранение культурных ценностей, но и знакомство с ними широкого круга посетителей выставки.