Перейти к основному содержанию

Изначально на месте Арсенала находился павильон «Монбижу», построенный в 1747-1750-х годах по проекту архитекторов Саввы Чевакинского и Франческо Растрелли. Это было одно из лучших парковых сооружений (созданное в одном стиле с павильоном «Эрмитаж» в Екатерининском парке), с богато украшенными фасадами и интерьерами. Монбижу использовался как охотничий домик и размещался в так называемом Зверинце – на территории, которая использовалась для содержания животных в естественных условиях, а также в качестве охотничьих угодий. Постепенно Зверинец пришёл в запустение, а Монбижу обветшал. В 1817-1834 годах Адам Менелас перестроил его в неоготическом стиле – так появился павильон «Арсенал». Отделку интерьеров создал архитектор Александр Тон. Центральное место занимал восьмиугольный «Зал рыцарей», в котором размещалась лучшая часть коллекции оружия, принадлежавшей Николаю I. Здесь был открыт первый в России публичный музей оружия.

В 1883 году по воле императора Александра III это уникальное собрание передали в Императорский Эрмитаж.

Во время Великой Отечественной войны Арсенал подвергся значительным разрушениям, все последующие годы здание находилось в полуразрушенном состоянии.

Проект реставрации (архитектурные и конструктивные решения) павильона «Арсенал» в Александровском парке г.Пушкина был разработан в 2011 году сотрудниками АРМ-3 ОАО «СПб НИиП института по реставрации памятников истории и культуры «НИИ СПЕЦПРОЕКТРЕСТАВРАЦИЯ».

На основании комплексных научных исследований проектом были предусмотрены мероприятия, направленные на максимальное сохранение объемно-планировочной композиции здания и сохранившихся до настоящего времени конструктивных и архитектурных элементов.

В 2012 году подрядной организацией ООО «Первые Петергофские реставрационные мастерские» были выполнены первоочередные противоаварийные работы.

В связи с приостановкой финансирования за счет средств федерального бюджета работы на объекте были возобновлены в 2014 году подрядной организацией ЗАО «Ремстройфасад».

С сентября 2014 года по февраль 2016 года на памятнике выполнены масштабные ремонтно-реставрационные работы:

  • консервационные работы – «лечение» памятника, его просушка, удаление плесени и солей;
  • реставрационные работы – восстановление кладки стен, перекрытий, лестниц;
  • реконструктивные мероприятия с учетом приспособления объекта для музейного использования, включая организацию доступа маломобильных групп населения и обустройство здания системами инженерного жизнеобеспечения;
  • воссоздание деталей и элементов по сохранившимся образцам.

На основании проекта выполнена реставрация фасадов с сохранением подлинной кирпичной кладки и шовного раствора. В местах восполнения кладки вычинка производилась специально изготовленным кирпичом исторического размера и фактуры. Белая гипсовая разделка швов исторической кладки была укреплена и отреставрирована, а швы восстановленной кладки заполнены только кладочным раствором бежевого цвета, чтобы визуально отделить подлинную кладку от вновь выполненной. Так например, глядя на фасад, легко понять, что все зубцы основного объема были выложены заново. В процессе реставрации выполнены и сохранены на фасаде два зондажа исторической кладки павильона «Монбижу», созданного Франческо Растрелли в XVIII веке.

Восстановлена историческая стропильная система кровли башен и основного объёма.

По образцам сохранившихся деталей полностью воссоздана чугунная винтовая лестница, ведущая в одну из башен.

При реставрации интерьеров помещений воссозданы полы с использованием подлинных каменных плит, паркеты, дверные и оконные заполнения. Лепной декор купола центрального зала в виде «готической» сетки с развитым декоративным «замковым» элементом был полностью утрачен и воссоздан заново по иконографии и фрагментам металлического каркаса для «ребер» готической сетки. Лепное убранство сводов первого этажа было утрачено не полностью, и часть элементов подлинного декора удалось сохранить на месте. Обработанные горячей олифой без окраски, они отличаются от окрашенной воссозданной лепки.

Столярные заполнения выполнены по сохранившимся в здании фрагментам, а также имеющимся аналогам столярных заполнений павильона «Шапель», относящегося к тому же времени и принадлежащему одному автору – А. Менеласу.

В процессе работы реставраторы опирались на сохранившийся иконографический материал: довоенные фотографии, а также акварели Алоизия Рокштуля.

Здание полностью оснащено сетями и современными системами инженерно-технического обеспечения.

Достаточно хорошо сохранилась система водостоков, которые проходят внутри здания. Вода по водостокам попадает в дренаж, а оттуда – в грот, который находится рядом с павильоном.

В подвальном этаже разместятся входная зона обслуживания туристов, гардероб, туалеты, технические и служебные помещения, музейный зал, посвященный истории Монбижу – Арсенала. По существующей лестнице в восточной башне - выход на первый этаж, где будут размещены выставочные залы. Доступ на второй этаж предусмотрен по парадной лестнице. Как и прежде, экспозиционным центром станет восьмиугольный зал на втором этаже – Зал рыцарей.

3-и ярусы южной и западной башен – служебные и технические помещения. В северной башне – винтовая чугунная лестница, ведущая на 4-й ярус и кровлю.

С августа 2016 года в павильоне действует постоянная экспозиция, связанная с историей оружия.