Адам Менелас
(1749 - 1831)
Известен как архитектор "открывший" "эру псевдоготики" в России. В 1784 году он был приглашен из Англии в Россию, где в XVIII веке высоко ценили английскую строительную технику. Первоначально в Царском Селе А. Менелас работал с Ч. Камероном. В середине 1785 года А. Менелас перешел под начало Н. А. Львова и в течение почти 18-ти лет строил по его проектам. В лице Н. А. Львова он нашел покровителя, наставника, учителя. С 1794 года А. Менелас уже числился архитектором. В 1798 году А. Менелас был архитектором Практической школы земледелия в Царском Селе. А после смерти Н. А. Львова в 1803 году он вел частное строительство по собственным проектам на Украине, в Подмосковье и в Москве.
В летней императорской резиденции в Царском Селе им возведены, сохранившиеся полностью или частично и поныне, в пейзажной части Александровского парка павильоны: в 1818—1822 гг. — Ферма; в 1819—1834 гг. — Арсенал; в 1820 — 1822 гг. - Ламской павильон; в 1821—1827 гг. — Белая башня; в 1825-1828 гг . - Шапель; в 1827-1829 гг. — Пенсионерские конюшни.
С 1819 года архитектор занимался строительством в "готическом" стиле, нередко совмещая в одной постройке два противоположных направления — готику и классицизм. К таким постройкам относятся, сооруженные на царскосельской Ферме павильон, молочня, коровник, а также другие павильоны: Белая башня, Ламской, Арсенал. "Готический" характер построек А. Менеласа отчетливо обозначился в сооруженных в Царском Селе при императоре Николае I павильонах: Пенсионерских конюшнях, Шапель и смотрительском домике на Ферме.
Наряду с произведениями, выполненными в "готическом" стиле и стиле строгого классицизма, А. Менелас оставил ряд построек, насыщенных ампирным декором. Чугунные фигуры орлов возвышались на выполненных в виде связки пушечных стволов устоях Александровских ворот, первоначально находившихся у Ламского павильона. В 1824 году А. Менелас спроектировал для ворот "Любезным моим сослуживцам" звенья ограды, орнаментальные детали и створы ворот.