Перейти к основному содержанию

Портрет и судьба Марии Румынской:

к атрибуции изображения неизвестной дамы работы
неизвестного художника в собрании ГМЗ «Царское Село»

Л. В. Бардовская,
старший научный сотрудник,
хранитель коллекций «Живопись», «Акварели»

В собрании живописи ГМЗ «Царское Село» долгое время привлекает своей загадочностью небольшой портретный этюд молодой элегантной дамы с цветком белой лилии в руке, исполненный на картоне в технике пастели с латинской монограммой в левом нижнем углу и датой «98» [1]. До последнего времени монограмму читали как сочетание русских букв «БК», что не указывало ни на одного из известных русских художников. Также не сохранилось никаких сведений о происхождении пастели, приобретенной музеем у частного лица в 1985 г.

На листе картона представлена красивая молодая женщина с тонкими чертами лица, со светлыми волосами, уложенными в элегантную прическу. Она одета в модное и дорогое платье из тончайшего сверкающего шелка с прозрачным кружевом на лифе. Узкую талию украшает пояс с декоративной пряжкой. В руке дама держит цветок белой лилии. Она непринужденно расположилась на диване, обитом оранжево-красной тканью, повернувшись вполоборота к зрителям так, будто кто-то окликнул ее. Фон намечен широкими штрихами черной пастели, что подчеркивает изящность и хрупкость фигуры. Этим приемом художник оттеняет красоту головы модели и придает некую грусть ее образу. Виртуозная, но легкая и быстрая манера исполнения позволяет видеть в этой работе либо подготовительный этюд к большому портрету, либо повторение в технике пастели ранее написанного портрета. 

Изображение, безусловно, исполнено рукой значительного мастера. Пастель не была распространенной техникой среди русских художников второй половины — конца XIX в. Предполагаемая дата указывает на 1898 г., когда в европейском искусстве техника пастели переживала свое второе рождение. Благодаря в первую очередь французским художникам рубежа XIX–XX вв., использование пастели в портретном жанре становится популярным [2]. Облик модели, несомненно, представляющей персонаж высшего света или придворных кругов, привел к известному и модному среди европейской элиты портретисту Фридриху Августу фон Каульбаху. 

Виртуозный мастер портрета Фридрих Август фон Каульбах (1850–1920) — немецкий живописец, сын мастера исторической живописи, учился в Академии художеств в Нюрнберге у Августа фон Крелинга и Карла Раупа. По окончании Академии в 1871 г. поселился в Мюнхене. В 1886 г. Каульбах был назначен директором Мюнхенской Академии художеств. 

Его портреты, исполненные с немецкой фотографической точностью и французским изяществом и легкостью, принесли художнику славу и заказы при многих европейских королевских дворах. Европа была очарована его творчеством, особенно образами прекрасных дам, часто написанными в технике пастели. Каульбах был хорошо известен и при русском дворе. Он был автором как парадных, так и камерных портретов Николая II, Александры Федоровны, их дочери Анастасии, сестры императрицы Елизаветы Федоровны, великой княгини Александры Иосифовны (ГЭ) и других. Особенно близок царскосельскому портрету по технике исполнения, цвету картона, растушеванному черному фону, композиции и размерам пастельный портрет Александры Федоровны в короне, являющийся эскизом к парадному портрету 1903 г. из Александровского дворца (ГМЗ «Царское Село»).

В отличие от парадных портретов маслом на холсте, свои пастельные этюды в стиле элегантного французского рококо XVIII в. художник нередко подписывал монограммой из соединенных трех букв FAK (Friedrich August Kaulbach). Сопоставление с монограммой на портрете из Царского Села позволило установить ее идентичность эталонным монограммам мастера [3]. Таким образом, оказалось возможным отнести портретный этюд девушки с лилиями к работам Фридриха Августа фон Каульбаха. Определение имени автора облегчило дальнейшую атрибуцию. Среди многочисленных портретов мастера обнаружился групповой портрет дочерей герцога Альфреда Саксен-Кобург-Готского и великой княгини Марии Александровны — дочери императора Александра II. Портрет был написан, возможно, в 1893 г. Настоящее местонахождение его неизвестно. Однако из мемуаров их дочери Марии следует, что портрет некоторое время находился в особняке герцога Альфреда в Кобурге [4]. С живописного портрета была сделана фотография в ателье знаменитого мюнхенского фотографа Франца Ханфштангля (Franz Hanfstangl) [5], которую позднее в 1903 г. воспроизвел Ф. И. Булгаков в своем альбоме «Сто шедевров искусства», указав дату 1899 г.[6].

На групповом портрете Каульбаха изображены четыре дочери герцога Альфреда Кобургского и Марии Александровны. Сцена представляет девушек в парке. Две из них в центре композиции сидят усыпанные цветами на скамье, слева и справа стоят две другие дочери с букетами в руках. Старшая дочь Мария сидит в центре, откинув руку на спинку скамьи, в другой руке она держит венок, рядом с ней сидит Александра. Взгляд Марии обращен к Беатрис, которая подходит слева с букетом в руках. Справа стоит Виктория-Мелита. 

Сравнение пастели с групповым портретом обнаруживает полное совпадение с изображением старшей дочери Марии — будущей королевы Румынии: тождественны не только портретные черты, но поза и абрис фигуры, платье, прическа. Различие состоит лишь в том, что на рисунке вместо венка Мария держит белые лилии. Идентификация образа Марии на пастельном рисунке подтверждается многочисленными фотографиями 1890-х гг., в частности, такими как «Кронпринц Фердинанд и принцесса Мария» (1893) и «Герцог Саксен-Кобург-Готский с женой, дочерьми и вдовствующей герцогиней Саксен-Кобург-Готской в замке Розенау» (1893/1894) [7]. Причем, эти и другие документальные фотографии 1893–1894 гг. подтверждают данные о том, что портрет дочерей герцога был написан Каульбахом скорее всего в 1893 г. Мария Александра Эдинбургская изображена с сестрами, подносящими ей букеты цветов, со свадебным венком в руках. Художник запечатлел счастливых юных принцесс в дни свадьбы старшей из них, Марии, которой только что исполнилось 18 лет, вышедшей 10 января 1893 г. замуж за принца Фердинанда — будущего короля Румынии (1914–1927) [8]. Пастель датирована 1898 г. — временем, когда Мария уже жила с мужем в Румынии и была матерью двоих детей, а ее сестры Виктория-Мелита и Александра тоже уже были замужем. Можно предположить, что пастельный портрет был создан Фридрихом фон Каульбахом для Марии в память о счастливых днях юности по мотивам группового портрета. Вполне возможно, что модный и известный художник мог получить заказ на этот этюд от кого-то из членов семьи или почитателей ее красоты. 

Портрет Марии является одним из замечательных произведений мастера в технике пастели. Она была одной из любимых им моделей. Каульбах достиг особой глубины и звучности тонов, силы и красоты цвета: торжественного благородства серебристо-белого в платье, его переливах. Художник создал замечательную портретную галерею женских образов именно в технике пастели — виртуозных и эффектных, сочетающих салонность стиля с мистически-романтическим настроением. Его пастели часто выполнены на тонированном картоне, теплый коричневатый тон которого придавал целостность колориту. 

Мария Александра Виктория, известная как Мария Эдинбургская, была старшей из четырех юных принцесс — внучек русского императора Александра II (1818–1881) с одной стороны, и английской королевы Виктории (1819–1901) — с другой. Все они были детьми великой княгини Марии Александровны (1859–1920) и герцога Эдинбургского и Кобургского Альфреда (1844–1900). Великая княгиня Мария Александровна была единственной дочерью императора Александра II. Она получила прекрасное домашнее образование, выделялась сильным независимым характером, была личностью незаурядной. Ее дочери считались самыми красивыми и желанными невестами аристократической Европы. В январе 1874 г. Мария Александровна вышла замуж за английского принца Альфреда-Эрнста-Альберта герцога Эдинбургского — сына королевы Виктории и Альберта Саксен-Кобург-Готского. Впервые в истории российская императорская династия породнилась с английским королевским домом. Считается, что брак был заключен по обоюдной любви — случай достаточно редкий для династических браков. Газеты и журналы Санкт-Петербурга за 1874 г. содержат подробные описания «свадьбы века», ставшей одним из самых пышных празднеств своего времени. 

Торжества начались в Зимнем дворце, а завершились в Царском Селе, куда молодожены удалились после всех церемоний. В левом флигеле Александровского дворца для них были переоборудованы 11 жилых комнат, Особая передняя и отдельный подъезд. В этих же помещениях спустя 20 лет будет жить другая венценосная пара молодоженов — Николай и Александра — последняя императорская чета России. В марте 1874 г. герцог Эдинбургский со своей молодой супругой покинули Санкт-Петербург и отправилась в Лондон, где также прошли свадебные приемы. Здесь, в Лондоне, осенью родился их первенец, названный в честь отца Альфредом, а затем в течение нескольких лет четыре дочери [9].

В 1893 г. глава семьи герцог Альфред Эдинбургский унаследовал после смерти своего дяди Эрнста II новый династический титул. Он стал правящим герцогом Саксен-Кобург-Готским, в связи с чем семья переехала в Кобург — столицу небольшого немецкого герцогства. Они поселились во вновь выстроенном дворце «Эдинбург», в центре столицы герцогства. Здание отвечало всем требованиям цивилизации конца XIX в. В гостиных этого дома часто бывали их немецкие, английские, русские, французские, испанские, румынские и греческие родственники. Здесь же проходили домашние праздники, встречи, помолвки. На этих семейных встречах домашние разговоры часто переходили на уровень государственных переговоров, т. к. за столом встречались главы правящих королевских домов европейских стран. На светские приемы в кобургский дворец съезжались искатели руки очаровательных дочерей герцога. Своей яркой красотой старшая из них Мария, прозванная в семье Мисси, рано обратила на себя внимание окружающих. Вокруг нее сложился немалый круг поклонников, среди которых были ее именитые кузены: младший сын великого князя Владимира Александровича Борис (1877–1943), любитель всего английского, и принц Уэльский — будущий английский король Георг V (1865–1936). В 1897 г. в Отдельном парке Царского Села для великого князя Бориса был выстроен лондонской компанией Maple компактный коттедж в английском стиле. Холл нового дома молодой князь украсил фотографиями «прекрасной Мисси» [10]. Однако близкое родство между молодыми людьми и в одном и в другом случае исключало возможность брака.

Принцесса Мария-Мисси унаследовала обаяние и красоту матери. Ее долго считали самой красивой принцессой Европы. Брак Марии и Фердинанда современники не считали счастливым: у каждого были свои увлечения. Со временем их отношения свелись к взаимной неприязни, что, однако, не помешало им стать родителями шестерых детей. В 1914 г., после восхождения супруга на румынский престол, Мария стала королевой Румынии. Ее резиденция — дворец Контрочени, подаренный ей Фердинандом, находился в пригороде Бухареста в окружении парка. Дворец был выстроен в неовизантийском стиле, что воплотило ее увлечение историей Византии. Дворец сверкал белоснежным мрамором, резными колоннами и скульптурой. В его декоре широко использовались формы греческого креста, что считалось экстравагантным для светского здания.

У Марии было множество различных увлечений. Она была азартной наездницей и в то же время коллекционировала живопись, отдавая предпочтение картинам прерафаэлитов. Мария прекрасно рисовала и увлекалась учением модного в теософских кругах Европы индийского философа Кришнамурти (1895–1986), который часто посещал ее резиденцию в Бухаресте. Она любила цветы и сама их разводила и выращивала. Мария много путешествовала по миру. К тому же она была наделена писательским талантом. Выпустила в переводе на английский язык сборник румынских сказок, легенд и песен. Дети Европы и Америки зачитывались сказками ее собственного сочинения, по которым она сама ставила спектакли и сама исполняла роль добрых волшебниц. Ее перу принадлежат роман «Мечтатель» (1915), который сделал ее лауреатом румынской академии, и многие другие сочинения. Сегодня, возможно, наибольший интерес представляют ее мемуары «The Story ofMy Life» (История моей жизни), где она описывает в том числе свое пребывание при русском дворе. 

Другой всепоглощающей страстью Марии были драгоценности, которые она любила надевать на себя сразу во множестве. Особенно она любила жемчужно-бриллиантовую диадему, увенчанную каплевидными жемчужинами, которая перешла к ней по наследству от матери великой княгини Марии Александровны. Это была самая дорогая вещь ее коллекции [11].

По традиции русского императорского двора дамы в повседневной жизни постоянно носили жемчуг. Начало этому обычаю было положено Екатериной II. Бриллианты оставались приоритетным украшением членов императорской фамилии во время официальных приемов по торжественным случаям. Мария Румынская часто фотографировалась в фамильных драгоценностях: в диадеме, с серьгами и в платье с лифом, украшенным кластером с бриллиантами (фр. devant de corsage), к которому крепилась подвеска в виде креста, усеянного разноцветными алмазами [12].

Во время Первой мировой войны Мария Румынская становится в Европе одним из символов милосердия. За вклад в дело организации помощи раненым правительство Франции наградило королеву орденом Почетного легиона. Тысячи русских людей, которые после революции в России оказались в лагерях интернированных, были спасены ею. Вместе с матерью Марией Александровной она отстаивала интересы русской аристократии и членов императорской семьи, оказавшихся в изгнании. Триумфальной была ее поездка в 1926 г. по США для сбора средств пострадавшим во время Великой, как ее называют в Европе, войны. О королеве Марии был снят фильм. При этом все годы она оставалась эффектной, изысканной дамой, ее считали первой королевой в Европе. Она не отставала от моды: носила короткую прическу в стиле беби-копф и позволяла себе курить публично. 

Жизнь Марии Румынской — одной из самых романтических фигур начала ХХ в., была тесно связана с Россией, Царским Селом и своими царственными родственниками. Мария вместе со своей матерью Марией Александровной и мужем Фердинандом присутствовали 14 мая 1896 г. на коронации Николая II и Александры Федоровны в Успенском соборе в Москве. Мария Румынская произвела на русскую знать ошеломляющее впечатление — одним из ее страстных почитателей с тех пор стал Феликс Юсупов. Одна из приближенных ко двору дам баронесса София Буксгевден писала: «Приз за красоту среди молодых дам был единогласно присужден красавице кронпринцессе Марии Румынской… Она была изумительным созданием, с совершенными чертами, чудесной бело-розовой кожей и настоящими золотистыми волосами. Ее очаровательные манеры и улыбка вызывали смятение среди всех мужчин! Она была совершенным портретом сказочной принцессы…» [13]. В Россию Мисси приезжала часто и благодаря своей матери всегда была в курсе светских новостей. С императором Николаем II у нее установились дружеские, теплые родственные отношения, а с Александрой Федоровной — ровные, но сухие. В своих мемуарах Буксгевден отметила визит молодой четы: «Зимой 1913–1914 годов в Эрмитаже прошло праздничное театральное представление… Кронпринц Фердинанд Румынский с кронпринцессой Марией и принцем Каролем, одним из безуспешных соискателей руки великой княжны Ольги (дочери Николая II. — Л. Б.), прибыли в Царское Село. Они остановились во дворце (Александровском. — Л. Б.) en famille (фр. «по-семейному»), но в их честь проходили официальные обеды и приемы» [14]. Император Николай II ежедневно подробно фиксирует в своем дневнике времяпрепровождение с гостями: «1914 г. 15-го марта. Суббота… Поехали встречать Мисси, Нандо и их старшего сына Кароля… Привезли их к себе — они помещены на другой стороне… Обедали и провели вечер с гостями. 16 марта. Воскресенье. В 10 ½ поехали с румынами в полковой собор. После обедни показал им пещерную церковь: очень понравилась особенно Мисси… Были в городе на Инвалидном концерте. Вернулся с Ольгой, Татьяной и румынами к 12 ч. 17 марта. Понедельник. … Румыны завтракали и обедали… 18 марта. Вторник. Завтракали румыны… 20 марта. Четверг… Приехали с Мисси и Каролем в Царское Село в 6.20… 21 марта. Пятница… Дали большой завтрак румынам в Круглой зале… 22 марта. Суббота… В 10.25 отправился с румынами и О[льгой] и Т[атьяной] в город… В 2 ½ посетил с румынами Музей Папа (Александра III. — Л. Б.), где подробно осмотрел вновь устроенный отдел старых икон. Простился с гостями — они переехали на жительство к т. Минхен (великая княгиня Мария Павловна (старшая). — Л. Б.) [15]. После отъезда кронпринца Фердинанда и его супруги императорская семья стала готовиться к путешествию в Крым с намерением оттуда нанести ответный визит в Румынию. София Буксгевден, принимавшая участие в поездке, описала событие так: «Летом 1914 г. русская императорская семья отправилась (на один день. — Л. Б.) из Ливадии в Констанцу с ответным визитом… Все детали приема были организованы кронпринцессой Марией. Когда «Штандарт» медленно подходил к берегу, на причале в Констанце стояла вся румынская королевская семья. Молодая великая княжна Ольга была в центре внимания, поскольку были большие надежды на ее свадьбу с принцем Каролем… День завершился государственным обедом во дворце…» [16]. Николай II в дневнике также оставил записи об этом визите[17].

В тот красивый летний день никто не предполагал, что это будет последнее свидание Мисси со своими русскими царственными родственниками. Через два месяца началась Первая Мировая война, изменившая весь уклад жизни Европы. Мария с мужем и детьми, во время оккупации Румынии германскими и австро-венгерскими войсками, укрывалась в Молдавии, где королева ухаживала за ранеными солдатами. В 1918 г. трагически оборвалась жизнь семьи императора Николая II в России. Мисси-Мария, коронованная вместе с Фердинандом в 1922 г. в специально построенном соборе, через несколько лет, в 1927 г., потеряла мужа. Закат ее жизни был тяжелым: резко начались гонения со стороны узурпировавшего власть старшего сына Кароля, принесшие лишения, болезни и изгнание из Бухареста. Трауром лилового цвета (цвет Дома герцогов Эдинбургских. —Л. Б.) румынский народ проводил свою любимую королеву в последний путь в 1938 г. Мария стала участницей и свидетельницей величайших трагедий эпохи. Ее талант общения с людьми, умение убеждать, сопереживать, отзывчивость и доброта сделали ее популярной и уважаемой не только своими соотечественниками, но и многими современниками, которым она облегчала жизнь в дни скорби и гонений. Ее образ в памяти потомков стал своего рода предтечей британской принцессы Дианы. 

Вновь выявленный портрет принцессы Марии Эдинбургской работы Фридриха Августа фон Каульбаха перестал, наконец, быть анонимным именно тогда, когда завершается реставрация Александровского дворца, залы которого еще хранят память об этой очаровательной принцессе, которая проводила здесь счастливые дни в кругу русской части своей интернациональной семьи.

Хочется надеяться, что в одном из отреставрированных интерьеров Александровского дворца-музея в скором времени гиды, перечисляя имена всех бывавших здесь гостей, будут называть имя Мисси, а на стене зала найдется место для этюда, запечатлевшего рукой мастера ее изящную фигуру, под которым на табличке появится надпись: «Фридрих Август фон Каульбах (1850–1920). Портрет Марии Эдинбургской — королевы Румынии. Тонированный картон, пастель. 1898 г.».

Автор благодарит своих коллег — сотрудников ГМЗ «Царское Село» С. П. Олейник и И. П. Распопову за помощь в подборе материала для статьи в сложный период пандемии.


[1] Неизвестный художник. Женский портрет. 1898 г. Картон, пастель. 91,0 × 60,0 см. Инв. № ЕД-442-XI.

[2] Пастель (pastello) — цветные мелки, спрессованные в виде палочек из тонкой размолотой смеси. Техника пастели приобрела широкую популярность и достигла своего расцвета в XVIII в. Через сто лет искусство работы цветными мелками расширило возможности самовыражения художников, создав многообразие индивидуальных почерков. 

В традиции салонно-реалистического искусства портреты, исполненные пастелью, пользовались огромной популярностью у заказчиков.

[3] См. например: «Этюд к портрету певицы Джеральдины Фаррар», холст, масло. 1906. Верхне-Саксонский музей. Ганновер, Германия.

[4] Нина Ершова. Королева и ее дочери. 2014 (https://proza.ru/2014/11/08/1790 (дата обращения 25.04.2020); Богдан А. М. Дочь и сестра императора. СПб., 2011.
Мемуары Марии королевы Румынской см.: Queen of Romania Marie.The Story of my Life. London. 1934; Marie, Queen of Romania. Povestea Vieții Mele (in Romanian). Vol. I–III. Bucharest, 1990–1991.

[5] Helmut, Hes. The Publishing-house of Franz Hanfstaengl and Early Photographic Art-Repoduction // Das Kunswerk und sein Abbild. Munich, 1999.

[6] Булгаков Ф. И. Сто шедевров искусства. СПб., 1903. С. 165, табл. XLIV.

[8] Кронпринц Фердинанд-Виктор-Альберт-Мейнард Гогенцоллерн-Зигмаринген (1865–1927) — сын Леопольда Гогенцоллерн-Зигмаринген и Антонии Марии Португальской, король Румынии с 1914 г. (коронован в 1922 г.). Служил в германской армии, посещал Тюбингский и Лейпцигский университеты. В 1889 г. провозглашен наследником престола с титулом принца Румынии и Королевского Высочества. Став королем, поддерживал позицию стран Антанты, склонившись в политике к нейтралитету. Находился на престоле до смерти, последовавшей в 1927 г. 

[9] Мария (домашнее имя Мисси) (1875–1938) — будущая королева Румынии. Виктория-Мелита. (Дакки) (1876–1936) — будущая супруга великого князя Кирилла Владимировича. Александра-Виктория (Сандра) (1878–1942) — супруга Эрнста Гогенлос-Лангебурга. Беатрис (Бейби-би) (1884–1966) — жена испанского инфанта Альфонсо Бурбон-Орлеанского.

[10] Великая княгиня Мария Александровна (мать Мисси) в письме от 26.08.1898 г. пишет Мисси: «Борис… твой поклонник успокоился… но твои фотографии развешаны по всем его комнатам в его новом доме, который выглядит очаровательно» (Богдан А. М. Дочь и сестра императора. СПб.: НИМ РАХ, 2011. C. 133).

[11] О драгоценностях Марии Румынской см.: Папи, Стефано. Сокровища Дома Романовых. М., 2011. 

[12] С началом Первой мировой войны Мария решила отправить драгоценности Румынской короны и самые ценные украшения своей коллекции в банк России, предполагая, что там они будут в безопасности. Оттуда они бесследно исчезли навсегда (Папи, Стефано. Сокровища Дома Романовых. С. 176).

[13] Баронесса Софья Буксгевден. Жизнь и трагедия Александры Федоровны, императрицы России. М., 2012. С. 588.

[14] Там же. С. 734.

[15] Дневники императора Николая II. М., 1991. С. 452–453.

[16] Баронесса Софья Буксгевден. Указ. соч. С. 194–195. 

[17] «1-го июня. Воскресенье. подошли на вид гор. Констанцы, куда назначено было прийти в 10 час… Встреча в Румынии была торжественная и очень радушная, программа дня полная и занятая… После взаимных визитов отправились в собор… В павильоне Королевы завтракали семейно... К этому времени стали собираться приглашенные к чаю румыны. На юте был семейный чай. В 6 час. поехал с королем на парад войск… Церемониальный марш длился час. Переодевшись у себя, поехали в 8 ч. во дворец в город, на большой обед с речами. Это происходило в нарочно выстроенной зале при дворце. Разговоры были непродолжительные. Вернулись на мол в павильон Королевы, откуда смотрели на зорю с факелами. В 11 час. Простились с радушной румынской семьею и провожавшими и в 11.25 отошли от мола…» (Дневники императора Николая II. С. 466).