Перейти к основному содержанию

Е.А. Еремеева,
старший научный сотрудник,
хранитель музейной коллекции «Фарфор»

 

Производство фарфора началось в Англии во второй половине XVIII в. Английская масса, близкая по составу французскому «мягкому» фарфору, изобретенному в 1660-х гг. в Сен-Клу, не содержала каолина и полевого шпата. Около 1750 г. в Англии начали производить костяной фарфор, в состав которого входили каолин, огнеупорная глина и зола. Легкоплавкая глазурь костяного фарфора, содержавшая большое количество свинца, при обжиге росписи сплавлялась с красками, что придавало им яркость, глубину и блеск.

Особое место в керамическом производстве Англии занимали разнообразные каменные массы, разработанные в подражание импортному немецкому «каменному товару», известному еще с XV в. Для их изготовления использовали огнеупорные и тугоплавкие глины с добавлением кварцевого песка, талька, пегматита. В результате получались изделия из плотного черепка светло-серого, иногда коричневого цвета, покрытые соляной глазурью, отличавшейся исключительной прочностью. Английским керамистам удалось превратить эту массу в материал, подходящий для исполнения высокохудожественных изделий.

Каменная масса представлена, в основном, двумя керамическими составами —базальтовым и яшмовым. Черная базальтовая масса сохраняла цвет благодаря добавлению оксидов железа и марганца. Как правило, изделия из нее не глазуровали, за исключением внутренних поверхностей чайной и кофейной посуды. Базальт, изобретенный в 1760-х гг., использовался многими заводами Стаффордшира.

Яшмовая масса, открытая в середине 1770-х гг. Дж. Веджвудом, представляла собой материал, окрашенный оксидами металлов в голубой, лавандовый и более редкие —лиловый или желтый цвета. Первоначально изделия создавались из полностью прокрашенной цветной массы, на поверхность которой накладывался белый рельеф, выполненный в отдельной форме. В 1777 г. был освоен новый технологический прием —предметы изготавливались из белой массы и цветным составом покрывались только на внешней поверхности.

Большой успех имел улучшенный Веджвудом тонкий фаянс цвета сливок, выпускавшийся в Англии, начиная с 1730-х гг. Он производился из белой глины и толченой кремневой гальки, образующих прочную массу с цветовым диапазоном от желтого до кремового. В 1763 г. Веджвуд усовершенствовал состав и после одобрения в 1765 г. королевой Шарлоттой, супругой короля Георга III, назвал этот материал «фаянсом королевы». Второе его название — фаянс «цвета сливок»[i] Произведения английских керамистов во всем мире считались образцом безупречного вкуса и высочайшего качества. Изысканные предметы из фарфора, фаянса и каменных масс английских заводов и фабрик во времена Екатерины II впервые появились в Царском Селе. В дальнейшем они создавались и приобретались специально для царскосельской резиденции.

К самому раннему произведению фарфорового искусства Англии из собрания музея относится настольное украшение «Гиацинт» (ИЛ. 1), представляющее собой виртуозно исполненный цветок в горшке, декорированный надглазурной полихромной росписью. Предмет был исполнен на фарфоровой фабрике в Челси в самый ранний период ее существования[ii]. Он относится к разряду так называемых «обманок» ‒ затейливых объектов, созданных из фарфора в подражание плодам, фруктам и цветам, которые получили свое распространение в середине XVIII столетия. Судя по марке на изделии, «Гиацинт» следует датировать 1745‒1752 гг. Это попавшее в Россию произведение считается одним из ранних изделий английского производства, введенных в научный оборот. Символично, что в 1745 г. в России появилась цербстская принцесса София, будущая русская великая княгиня и императрица Екатерина, которая по особому относилась к английскому искусству.

Особую группу произведений британской керамики музея-заповедника «Царское Село» представляет комплекс изделий, выполненных на заводе Дж. Веджвуда[iii].

Английский завод издавна был связан с Царским Селом. Уже в начале 1780-х гг. по заказу Екатерины II из Англии были привезены медальоны голубой яшмовой массы с белыми рельефными композициями на античные сюжеты, предназначавшиеся для украшения стен и камина в Опочивальне императрицы в Большом Царскосельском дворце.

Появление «стиля Веджвуда» в русском интерьере связано, в первую очередь, с творчеством родившегося в Лондоне архитектора Ч. Камерона. В оформлении Опочивальни императрицы он обратился к произведениям своего соотечественника, использовав 29 работ знаменитого керамиста, доставленных различными способами из Англии. Причем в этом интерьере это «было применение произведений великого мастера английского фарфора выдающимся британским архитектором не как предметов декоративно-прикладного искусства, а в качестве неотъемлемой части архитектурной композиции»[iv]. В узоре завершения зеркал появились сине-белые медальоны, изготовленные на заводе Веджвуда по рисункам Д. Флаксмана. Композиции посвящались музам, Аполлону, Вакху и их празднествам. 

Сюжеты работ английских мастеров различны: кроме Аполлона и муз здесь появились «Жертвоприношение Вакху» и другие сцены, посвященные этому античному божеству. Особенно активно использовались произведения Веджвуда для отделки камина. Его украшали 15 круглых медальонов на различные сюжеты, среди которых присутствовали «Геркулес и Тезей», «Медея», «Диомид», «Философ», «Диана», «Ганимед», «Весталка», «Эскулап», «Музы», аллегории «Читающий философ», «Изобилие» и «Жертвоприношение».

Опочивальня императрицы Екатерины II — пример античной темы в интерьерах Большого Царскосельского дворца. Архитектура Камерона и произведения Веджвуда по рисункам Флаксмана создавали образ воскресшего из пепла Помпей пространства, «населенного» античными персонажами и сценами, воплощенными в фарфоре.

К сожалению, ни один из подобных рельефов не дошел до наших дней. Сегодня музей обладает лишь двумя копиями утраченных медальонов с фигурами танцующих муз с покрывалом и тамбурином[v] (ИЛ. 2-3). Эти предметы, безусловно, демонстрируют и сохранение традиций в создании рецептуры, и непрекращающийся интерес англичан к своему наследию.

К экспонатам «веджвудовской руки» из бело-голубой яшмовой массы относятся также парные медальоны с портретами императора Николая II и его супруги императрицы Александры Федоровны, выполненные в конце XIX — начале ХХ в. (ИЛ. 4-5) Подобного рода предметы могли быть памятным подарком царской чете от известного английского предприятия.

К следующей группе предметов, представленных в собрании музея, относятся кратерообразные вазы с двумя ручками, украшенные букраниями. Несмотря на свою миниатюрность вазочки обладают обильным рельефным декором высокого качества исполнения, позволяющим воспринимать их в роли самостоятельных представителей керамического производства «Этрурия» в собрании музея. Верхний край тулова и середина ножки декорированы поясом из ов, чередующихся с остроконечными листьями; гузка отмечена «вырастающими» снизу листьями аканта и стеблей с распустившимися цветами лотоса; верхнюю часть тулова и нижний край ножки обрамляют лавровая гирлянда и акантовый фриз. Искусно исполненная композиция из букраниев с расходящимися от них гирляндами цветов и задрапированных лент на постаменте завершает образ произведения с логически «выстроенным» декоративным решением. На туловах ваз в средней части исполнены сцены купания Пегаса и прогулки девушки на колеснице в «античном вкусе». Предметы выполнены в конце XIX — начале ХХ в.

Разговор о царскосельской коллекции, включающий произведения Веджвуда, невозможен без упоминания о сервизах, приобретавшихся специально для загородной императорской резиденции. К числу таких комплексов относится ансамбль, значившийся в архивных документах как сервиз «с Розанами и голубой каймой»[vi]. (ИЛ. 6)

В 1837 г. по распоряжению обер-гофмаршала К. А. Нарышкина Придворная контора отправила в Царское Село «для тамошнего Эрмитажа … сервиз», изготовленный на заводе Веджвуда в 1800–1810-х гг., рассчитанный на 30 персон. Из прилагаемого реестра следовало, что предметов не хватало и недостающие необходимо было «приделать». Видимо, предметы удалось подобрать, потому что вскоре прилагался второй список полностью составленного комплекта[vii].

Сервиз с розанами из массы цвета сливок относится к типу камерных ансамблей, оформленных в пасторальном «вкусе» для скромных комнат загородного дома, и никак не сочетается с пышным барочным интерьером растреллиевского Эрмитажа. Вместо часто встречающегося в декоре сервизов Веджвуда растительного или геометрического бордюра, в царскосельском сервизе с розанами использована лишь простая голубая отводка. 

Отдельные предметы сервиза имеют явные различия. Он составлен из двух разных частей, близких по форме и декоративному решению. Изделия первой группы украшены широкой голубой полосой и букетами с крупным цветком желтой розы. Вторая группа предметов имеет синюю узкую отводку. Отличие составляет и насыщенность цвета: на одних — букеты более яркие. 

Большой интерес представляют входящие в состав этого сервиза кастрюльки с длинными фаянсовыми ручками, зафиксированные в реестре как «чашки для простокваши». На многие предметы столового ансамбля наклеены бумажные этикетки с названием изделий и цифрами, отмечающими их количество. Судя по сохранности фаянсовых предметов и бумажных этикеток, сервизом с розанами в Царском Селе не пользовались — долгое время он хранился в Сервизных кладовых. В конце 1920-х гг. большая его часть была передана в Государственный музейный фонд. В начале 1930-х гг. оставшиеся в музее предметы были размещены в экспозиции Екатерининского дворца-музея: в Купольном зале были поставлены две большие витрины красного дерева, в одной из которых экспонировался фаянсовый сервиз, состоящий из 43 предметов. Этот сервиз, предназначенный для загородных коттеджей и молочных ферм, вполне отвечает английским вкусам. 

Уже в Царском Селе к сервизу доделали чайно-кофейную часть. В нее вошли чайники, кофейники, молочники и чашки двух видов с блюдцами различной формы. На большинстве предметов оттиснуто клеймо L:OTTO:&Cie. Предметы простые, гладкие и соответствуют столовой части сервиза Веджвуда. Масса, тонкость и легкость черепка, а также цвет глазури и качественный уровень исполнения близки британскому фаянсу. 

Среди произведений первой половины XIX в., созданных на предприятии Веджвуда, большую историческую и художественную ценность представляет блюдо для отстаивания молока из сервиза для императорской Фермы в Царском Селе, созданного в 1820–1835 гг. (ИЛ. 7)

Здания царскосельской Фермы были построены в неоготическом стиле в 1820-х гг. архитектором А. Менеласом. Это был целый комплекс, включавший постройки хозяйственного назначения для содержания животных и переработки и хранения молочных продуктов, а также павильон, сооруженный «на случай посещения Фермы Высочайшими особами». Отделка интерьеров — двух гостиных, столовой, кухни и четырех диванных, была также исполнена по рисункам Менеласа в неоготическом стиле[viii].

Строительство и оборудование павильона выпало на период увлечения готикой, в частности ее английской формой, что определило выбор предметов обстановки, в том числе, и керамики.

В середине XIX в. в этом павильоне находились два комплекта молочной утвари, созданные фирмой «Веджвуд». Один из них, приобретенный в 1822 г. в «Английском магазине» Николса и Плинке, был изготовлен из так называемого фаянса королевы[ix]. Второй «царскосельский» молочный сервиз был выполнен из коричневой каменной массы с белыми рельефными изображениями цветов слив и хризантем, значившийся в Каталоге продукции фирмы Веджвуда 1805 г. как «китайский узор»[x]. Согласно описи имущества царскосельской дворцовой Фермы 1860 г. в этом комплекте числилось 32 предмета и находились они в помещениях «посудной комнаты» сыроварни[xi]. В нашем собрании в настоящее время представлены четыре блюда для отстаивания молока: овальные темно-коричневые изделия, украшенные рельефным цветочным орнаментом. На дне одного из них имеется бумажная этикетка с надписью: «Ферма / ЦАРСКОСЕЛЬСКАГО ДВОРЦ. ПРАВЛ. № 252» и номер от руки: «Ц.Д.Ф. № 252». Сохранившиеся экземпляры из царскосельского молочного гарнитура помогают понять обаяние элегантной простоты английского фаянса. 

Немногочисленные предметы английского фарфора и фаянса в собрании музея-заповедника «Царское Село» дают представление о мастерстве британских керамистов и об изысканном вкусе представителей императорской семьи, проживавшей в царскосельской летней резиденции.

 

[i] Одним из известных сервизов «цвета сливок» является столовый ансамбль Хаск-сервиза, исполненный в 1770 г. Дж. Веджвудом для Екатерины II. Он стал первым заказом английскому керамисту в России. Судя по архивным документам, сервиз был выполнен в кратчайшие сроки. Первоначально в переписке Веджвуда он именовался «русским сервизом», но впоследствии благодаря декору в виде гирлянд из колосков пшеницы за сервизом закрепилось название «Хаск» (в переводе — чешуйки на колосках пшеницы). За более чем 200-летнюю историю Хаск-сервиз сначала служил в Зимнем дворце, позднее использовался в Царскосельском Новом (Александровском) дворце, а в 1841 г. был передан в Петергофское дворцовое правление (см.: Непревзойденный Веджвуд. М., 2014. С. 163). Еще одним известным ансамблем из фаянса «цвета сливок» стал знаменитый «Сервиз с лягушкой», заказанный императрицей Екатериной II и декорированный видами Британии. 

[ii] Фабрика в Челси была основана в 1743 г. В 1749‒1758 гг. владельцем завода являлся Э. Фокенер — секретарь герцога Камберлендского, третьего сына короля Георга II, поэтому производство пользовалось особым покровительством королевской семьи. После смерти владельца в 1758 г. управляющий фабрикой Н. Спримон стал ее новым собственником. В 1769 г. по причине ухудшившегося здоровья он был вынужден продать фабрику. Очередным владельцем стал Д. Кокс, который уже в следующем году продал ее У. Дьюсбери и Д. Хиту — владельцам фарфорового завода в Дерби. В 1784 г. здание завода было снесено, часть форм для производства фарфоровых изделий перевезена на завод в Дерби. Первоначально на фабрике копировали фарфор, изготовленный в Мейсене, а также производились изделия в подражание предметам Севрской мануфактуры.

[iii] Фабрика «Этрурия» была основана в 1769 г. Дж. Веджвудом совместно с Т. Бентли. Веджвуд открыл или усовершенствовал различные виды керамической массы, например, базальтовую (1762), «фаянс королевы» (1763), яшмовую массу (1775), красную каменную массу (1776), двухслойную яшмовую массу (1777), белый фаянс с перламутровым оттенком (1779). Партнерство Веджвуда и Бентли распространялось исключительно на производство декоративных изделий. В 1772 г. основатели «Этрурии» издали первый печатный каталог с описанием керамических изделий собственного производства. В 1790 г., когда партнерами Веджвуда стали его сыновья, а также племянник Т. Байерли, фирма получила название «Веджвуд, сыновья и Байерли». В 1793 г. компанию переименовали в «Веджвуд, сын и Байерли». После смерти Веджвуда-старшего в 1795 г. владельцем фирмы стал Дж. Веджвуд-второй. В 1823 г. к нему присоединился Дж. Веджвуд-третий, а с 1827 г. — младший сын Френсис. Традиция называть производство «Веджвуд и сын» или «Веджвуд и сыновья» сохранялась до 1966 г. В 1940 г. Веджвуд-пятый построил в Барластоне новую фабрику. С 1966 г. фирма скупала заводы Стаффордшира. Это объединение получило название Wedgwood group. Отделение в Барластоне, которое занималось производством фарфора и фаянса, было переименовано в Wedgwood limited. В 1986 г. корпорация Waterford Glass Publik Limited Company приобрела компанию Веджвуда и переименовала ее в Waterford Wedgwood Public Limited Company. В 2009 г. ее новым владельцем стала частная компания KayPIEs Capital Partners из Нью-Йорка. В 2015 г. очередным владельцем компании стала финская корпорация Fiskars Corporation.

[iv] Швидковский Д. Джозайя Веджвуд, интерьеры Чарльза Камерона в Царском Селе и «стиль братьев Адам» // Непревзойденный Веджвуд. М., 2014. С. 148.

[v] Дар английской королевы Елизаветы II.

[vi] РГИА. Ф. 487. Оп. 8. 1836. Д. 6110. Л. 6‑7.

[vii] Григорович Н. С. Сервиз Веджвуда — Л:ОТТО из собрания Екатерининского дворца // Россия – Англия. Страницы диалога. Краткое содержание докладов V Царскосельской научной конференции. СПб., 1999. С. 128.

[viii] Вильчковский С. Н. Царское Село. СПб., 1992. С. 214–216.

[ix] Как упоминает в своем исследовании Л. В. Ляхова, «В “Ведомости о потребной сумме денег…”, составленной 24 ноября 1822 г., этот гарнитур, купленный в английском магазине Николса и Плинке за 672 руб., был лаконично назван «фаянсовой посудой для молочных скопов» (см.: Ляхова Л. В. Британский ген российского комфорта. Молочные сервизы Веджвуда на царскосельской дворцовой Ферме. Россия — Англия. Страницы диалога. Краткое содержание докладов V Царскосельской научной конференции. СПб., 1999. С. 124. 

[x] Непревзойденный Веджвуд. М., 2014. С. 182. Кат. 162–163. 

[xi] Часть предметов из этого комплекта была передана в Государственный Эрмитаж в 1934 г. через Музейный фонд.