Перейти к основному содержанию

М. К. Лопатенкова,

хранитель музейной коллекции  с содержанием
драгоценных металлов и драгоценных камней

Среди многочисленных предметов, входивших в убранство Александровского дворца, были подносные блюда.

Старинная традиция преподносить подарок на специальном подносе или блюде появилась в России достаточно давно. Существовал также обычай встречать дорогих гостей на пороге дома с хлебом и солью на подносах или блюдах. Обычно хлеб, обязательно уложенный на чистое полотенце (рушник), выносила к гостям хозяйка дома или женщина, руками которой каравай был испечен. При этом рушник обозначал дорогу, которую проделал гость. Кроме того, он символизировал божье благословение. Хлеб и соль были символами достатка и благополучия, а соли к тому же приписывались свойства «оберега». Встретить гостя «хлебом-солью» означало призвать на него божью милость и добавить свои пожелания добра и мира. Впрочем, и гости могли принести в дом хлеб и соль, выражая особое уважение к хозяину и желая ему процветания и достатка.

Отношение к хлебу было особенно трепетным, он считался основой благополучия, был связан в сознании народа с долгим и тяжелым трудом. Соль по тем временам была очень дорогим продуктом, который использовался лишь в особых случаях. Даже в царском доме солонки располагались ближе к самому царю и наиболее важным гостям. К тому же считалось, что соль отгоняет злых духов. Поэтому преподнести хлеб-соль означало поделиться с гостем самым дорогим, выразить свое уважение и одновременно пожелать благополучия и добра.

В конце XVI — XVII вв. подносные блюда из разных материалов использовались во время церковных праздников, в царском обиходе и во время свадебных обрядов. Блюда делались из разных материалов: керамики, дерева (в основном, использовались лиственные породы), папье-маше и даже из драгоценных металлов (серебра и золота). 

Во второй половине XIX в., во время расцвета неорусского стиля, более распространены были деревянные блюда (как полностью выполненные из дерева, так и с металлическими накладками), щедро украшенные резным декором и памятными надписями. Для декорирования блюд широко использовались мотивы национальной символики: гербы древних городов, нередко заимствовавшиеся из гравюр, двуглавые орлы, растительные узоры, а также декоративные элементы различных исторических стилей. Такие блюда изготавливали резчики Петербурга, Сергиевского Посада и Москвы.

Подобные блюда изготавливались по специальным заказам частных лиц и различных обществ специально для подношений хлеба-соли императору и членам его семьи,государственным чиновникам и почетным гостям в дни именин, юбилеев, свадебных церемоний и других мероприятий. К концу XIX в. подносные блюда имели широкое распространение в русском быте, а спрос на них из года в год повышался. Обычно они дарились в паре с солонками, которые порой изготавливались из серебра. 

В 1913–1915 гг. император Николай II вместе с семьей путешествовал по России. Вразных городах страны высоких гостей встречали дорогими подарками и хлебом-солью, по старинному обычаю преподносившимися на блюдах, зачастую нарядно и богато оформленных, с соответствующими адресными надписями — так что и сами блюда уже представляли собой ценный подарок.

Подносные блюда дарились подданными не только во время поездок по стране, но и во время корона­ционных торжеств, юбилеев и т. п. За годы правления Николая II у него сформировалась внушительная коллекция подносных блюд, исчисляющаяся несколькими сотнями.

Императорская семья тщательно сберегала все подарки «от народа», выражавшего верноподданнические чувства своему царю. С 1915 г. с ведома Александры Федоровны подносными блюдами оформляются коридоры и подъезды Александровского дворца в Царском Селе[1].

В вестибюле первого, «императорского», подъезда блюда были развешены в 5 рядов, по 12 блюд в ряду. На схеме из архивного дела 11 блюд, помеченные красным кружком, были «поднесены Его Императорскому Величеству во время поездки в действующую армию в сентябре-октябре 1914 г.». В коридоре таких отмеченных красным кружком блюд было 25[2]. Всего в вестибюле и коридоре Александровского дворца было развешено 175 подносных блюд. В свитском, четвертом, подъезде они буквально покрывали все стены вестибюля и коридора — их было 258! Несколько подносных блюд размещалось и в Парадном кабинете Николая II.

После революционных событий октября 1917 г. остро встал вопрос, как распорядиться бывшим имуществом низложенного императора, так как начались грабежи. В связи с этим специальными уполномоченными начинается перепись «всех предметов искусства и старины»[3] во дворцах, в том числе и в Александровском. Началось становление государственной системы охраны памятников, которую возглавил Отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Наркомпроса РСФСР. Сам процесс преобразования бывших императорских дворцов в музеи длился на протяжении почти всего 1918 года[4].

С лета 1917 до начала 1918 г. внутреннее убранство Александровского дворца претерпело существенные изменения. Часть вещей была увезена царской семьей в ссылку Тобольск, часть была послана в Сибирь уже позже, после их отъезда. Наиболее ценные в художественном отношении предметы вместе с раритетами других загородных дворцов и некоторых музеев Петрограда осенью были эвакуированы в Москву. В 1917–1918 гг. ряд ценностей, согласно списочным описям, в которых часто даже не указывалось направление отправки, передавались большевиками в кладовые Зимнего дворца и Гохран[5]

В 1931 г. убранству Александровского дворца снова грозило разорение: правительством было выпущено постановление «О ликвидации бывшей половины Александра III в Александровском дворце», в соответствии с которым имущество было признано «Госфондом» и получили статус «немузейного значения». В результате ликвидации комнат Александра IIIдворец лишился более полутора тысяч художественных предметов, которые были выделены во внемузейный фонд и исчезли. Несколько сотен предметов пополнили коллекции других музеев. Судьба же переданных для дальнейшей продажи в Антиквариат и отправленных за границу, осталась неизвестна[6]. Среди утраченных предметов были и подносные блюда, в первую очередь с декоративной отделкой из серебра, имеющие не только мемориальную, но и материальную ценность.

Так, в 1931 г. из Александровского дворца были вывезены:

«№ 12: Блюдо круглое под клен, с серебряными гальваническими украшениями, в центре выжжен и раскрашен Илья Муромец с двумя богатырями 

№ 20: Блюдо круглое ореховое с серебряной накладкой, изображающих русских витязей от Орловского земства

№ 38: Блюдо круглое березовое резное с серебряной и текстовой накладкой 1915 год, 27 февраля

№ 40: Блюдо дубовое круглое с серебряными, в русском стиле накладками, и 13 уральскими цветными камнями, в центре Георгий Победоносец 

№ 53: Блюдо круглое ореховое резное с накладными серебряными буквами

- Блюда разные круглые, резные с монограммами и верноподданническими текстами»[7].

Роковыми для убранства дворцов-музеев города Пушкина стали годы оккупации 1941‑1944. Из-за стремительного наступления немецких захватчиков эвакуация всех предметов стала невозможной. Удалось вывезти в тыл 17 870 экспонатов; часть предметов была укрыта на месте или закопана в землю так, чтобы фашисты не смогли их обнаружить[8]

Оккупация города продолжалась до 24 января 1944 г. За это время Александровский дворец активно эксплуатировался нацистами: здесь располагались немецкие и испанские воинские подразделения. Согласно пометкам об эвакуации предметов из Александровского дворца в довоенных инвентарях, часть предметов на момент оккупации (крупногабаритная мебель, книжные шкафы с книгами, зеркала, рамы от картин, костюмы и т. п.) оставалась в интерьерах[9]. Среди подносных блюд, отправленных в эвакуацию (Новосибирск, Сарапул) были деревянные блюда, которые имели в своем декоративном оформлении серебро и позолоту.Несмотря на этот факт, во дворце оставалось еще достаточное количество блюд — как имеющих элементы серебряного декора, так и нет.

Воинские части, занимавшие Александровский дворец, менялись в связи с передислокацией войск: новые обитатели вносили свою лепту в разграбление памятника…

В 1944–1946 гг., при реэвакуации предметов, деревянные подносные блюда с декором из драгоценного металла из Александровского дворца распределяются из Центрального хранилища музейных фондов ленинградских пригородных дворцов по разным российским музеям. Так, в Государственном Эрмитаже хранится большая коллекция блюд из Александровского дворца.

Дело было в том, что в те годы в крайне сложных экономических условиях среди всеобщей разрухи не могла идти речь о восстановлении отделки Александровского дворца, существующей на момент проживания там царской семьи. Характеристика дворца как историко-бытового памятника, тем более XIX — начала ХХ в., не виделась важной. Решение о воссоздании экспозиции в комнатах восточного флигеля в тот момент не могло быть принято по этим причинам, к которым прибавился обусловленный идеологией отказ от признания ценной памяти об императоре Николае II…

Сейчас в музейных коллекциях ГМЗ «Царское Село» насчитывается 11 подносных деревянных блюд, два из которых имеют серебряные декоративные накладки. 

Среди шести деревянных блюд (без серебряных накладок), приобретенных музеем начиная с конца 1990-х гг. в антикварных магазинах, есть блюда как с более простыми сюжетами декора, выполненными в технике резьбы по дереву (c растительными элементами, орудиями сельскохозяйственного труда, с надписью «ХЛЕБЪ – СОЛЬ», птицей Сирин), так и с более сложными композициями с государственной символикой (с двуглавым орлом и фигурой Георгия Победоносца, с переплетенным вензелем Н II A под императорской короной, с гербом Лифляндии).

На трех деревянных блюдах, поднесенных Николаю II от крестьян Тверской и Гродненской губерний, от Тамбовского купеческого общества, а также еще на двух блюдах, имеющих декоративные серебряные накладки, можно увидеть довоенные инвентарные номера, что подтверждает их происхождение из Александровского дворца-музея.

В последнее время исторические предметы все чаще возвращаются в родные стены благодаря пожертвованиям и содействию неравнодушных к истории Царского Села людей. 

Так, деревянное подносное блюдо Николаю II от крестьян Гродненской губернии (1914) (Ил. 1) было подарено музею гражданином Германии Куртом Рамге в 2010 г. Сотрудники музея предполагают, что блюдо с вензелем последнего российского императора было похищено в годы Великой Отечественной войны: предмет был вывезен из России родственником Рамге, находившимся в 1941 г. в составе оккупационных войск под Ленинградом.

Блюдо декорировано рельефным валиком и резной надписью: ОТЪ КРЕСТЬЯНЬ СОКОЛЬСКАГО УЪЗДА ГРОДНЕНСКОЙ ГУБ. и датой: 1914 I / XI; на дне в круглой рамке помещен герб города Гродно: на геральдическом щите изображение зубра, императорская корона, ленты и дубовые листья. На оборотной стороне довоенный инвентарный номер Александровского дворца-музея.

В 2018 и в 2020 гг. московский коллекционер М. А. Ревякин подарил музею два деревянных подносных блюда из исторической коллекции Александровского дворца: от крестьян Тверской губернии (1915 г.) (Ил. 2) и от Тамбовского купечества (1914 г.) (Ил. 3).

Оба блюда выполнены в русском стиле, с обильным резным декором из растительного и геометрического орнамента: причудливое переплетение стилизованных листьев, цветов, растительных побегов, а на подносном блюде от Тамбовского купечества еще и диковинных птиц с раскрытыми крыльями и широкими хвостами. На оборотной стороне обоих блюд обозначены их довоенные инвентарные номера (Ил. 2.1, 3.1).

Особого внимания заслуживают еще два блюда из исторической коллекции Александровского дворца, о чем свидетельствуют соответствующие пометки на их оборотных сторонах. Эти блюда имеют декоративные серебряные накладки и вставки из полудрагоценных камней. 

Первое блюдо, приобретенное музеем в 2018 г., было подарено Николаю II от Рязанского дворянства в 1914 г. и выполнено известной фирмой И. П. Хлебникова в Москве (Ил. 4). Деревянное блюдо имеет декоративные серебряные с позолотой накладки в неорусском стиле, с изображением трех юных витязей-русичей, стерегущих морские просторы Родины. Двое из воинов сидят в ладье, один (со стягами) — на берегу. литые, прочеканенные Накладки украшены вставками из зеленых халцедонов; внизу гравированная надпись: Его Императорскому / Величеству / Государю Императору / Рязанскаго Дворянства / 8 декабря 1914 года; на оборотной стороне довоенный инвентарный номер (Ил. 4.1). 

На серебряных накладках, в нескольких местах есть оттиски фирмы И. П. Хлебникова: в прямоугольнике литеры ИХ, ХЛЕБНИКОВЪ (под гербом), цифровая проба царского серебра — 84 и изображением женской головки в профиль вправо (Ил. 4.2, 4.3).

Второе подносное блюдо с серебряным декором было приобретено в 2020 г. на пожертвование Е. Н. Скрипцова (Ил. 5). На зеркале блюда серебряные накладки, изображающие герб города Тамбова под императорской короной; по ободу вокруг зеркала надписи: вверху — ОТЪ ТАМБОВСКАГО ДВОРЯНСТВА, внизу — 7 ДЕКАБРЯ – 1914 г. Серебряный накладной декор представляет собой повторяющийся растительный узор из скрученных листьев и стилизованных ваз на высоких фигурных ножках; ближе к внешнему краю блюдо украшено шестью картушами с вставками из аметистов и халцедонов; по ободу — жемчужник; в нижней части на торце клеймо мастерской золотых и серебряных дел П. Овчинникова (Ил. 5.1). На оборотной стороне довоенный инвентарный номер Александровского дворца-музея.

Хочется сказать еще об одном блюде, имеющем довоенный инвентарный номер, которое ждет своего возвращения в родные стены. К сожалению, на данный момент музей-заповедник не имеет возможности приобрести реликвию (Ил. 6, 6.1). 

Блюдо было подарено Николаю II 20 апреля 1915 г. Это был очень трудный как для России, так и для последнего императора год: бушевала Гражданская война, все чаще по стране слышны были призывы к свержению самодержавия. В такое нелегкое время император находит в себе силы и совершает поездку по России — последнюю в своей жизни. Совершая своеобразное «кольцо» по стране, связующим звеном которого было Царское Село, он посетил 13 городов, в том числе и Бежицу Брянской области с ближайшими поселениями. До Николая II брянские земли посещали только два императора: Петр I и Александр I, и вот состоялся еще один долгожданный «Высочайший Визит». Везде тщательно готовились к встрече царя, были организованы самые высокие почести, выказано радушие и почтение. Одним из важных мероприятий было посещение Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода. Во время визита императора на заводе была изготовлена мемориальная доска: «Брянский рельсопрокатный железоделательный и механический завод осчастливлен посещением Его Императорского Величества Государя Императора Николая II 20 апреля 1915 года от Р.Х.». Она была укреплена на здании Главной конторы завода и уничтожена после революции[10].

Одним из мемориальных свидетельств поездки в Брянскую область явилось подносное блюдо. Историческую ценность предмета подтверждает гравированная надпись в картуше нижней части блюда: Его Императорскому Величеству / Государю императору / Николаю Александровичу / Бьетъ Челомъ / Брянское Земство 1915 г. апр. 20 д. Подносное блюдо изготовлено из бука и богато декорировано накладным серебром и живописной вставкой в верхней части, выполненной в технике полихромной эмали. Композиция представляет собой вид части города с множеством построек и крепостными стенами, рекой с плывущими по ней парусниками и куполами церквей на переднем плане. По обеим сторонам живописной композиции чеканный декор в виде фигур воинов времен средневековой Руси, древних видов оружия (бердыши, булавы) — на стилизованном фоне в виде гребней волн и в окружении орнаментальных композиций растительного характера; богатую отделку дополняют аметистовые вставки.

Клейма на декоративных накладках блюда свидетельствуют о наличии серебра и о том, что оно было выполнено в мастерской известного поставщика императорского двора И. П. Хлебникова (Ил. 6. 2, 6.3).

Все блюда из собрания музея, в ближайшее время, после завершения его реставрации, войдут в экспозицию Александровского дворца.


[1] Зимин И. В. Александровский дворец в Царском Селе. Люди и стены. 1796–1917. Повседневная жизнь Российского императорского двора. М.-СПб., 2015. С. 409.

[2] Планы размещения блюд на 1 и 4 подъездах Александровского дворца (РГИА. Ф. 487. Оп. 21. Б/д. Д. 551. Л. 2 об.).

[3] Антифеева М. А., Чистяков А. Н. Александровский дворец в первые годы Советской власти. По материалам Центрального государственного архива Санкт-Петербурга // Материалы IV Царскосельской науч. конф. СПб., 1998. С. 67–68. 

[4] Как после революции пригородные дворцы стали местом отдыха пролетариата и зачем музейные экспонаты продавали за рубеж –URL: https://paperpaper.ru/photos/kak-posle-revolyucii-prigorodnye-dvor/ (дата обращения 09.11.2020)

[5] Там же.

[6] Ходасевич Г. Д. Сохранить Александровский дворец как памятник… // Материалы IV Царскосельской науч. конф. СПб., 1998. С. 69–70.

[7] ГМЗ «Царское Село». Рукописный и исторический архив. Ф. III. Д. 162. Л. 62, 63, 65, 66, 67.

[8] Город Пушкин в период оккупации – URL: https://mylove.ru/olga80105/diary/gorod-pushkin-v-godi-okkupacii/ (дата обращения: 10.11.2020).

[9] Пушкинские дворцы-музеи. Инвентарная книга №1 наличия музейных ценностей. Александровский дворец-музей. Инв. 1–346.

[10] Бежица. Путешествие в далекое и близкое – URL: http://bezhitsa.moy.su/news/20_aprelja_1915_g/2016-06-22-41 (дата обращения 13.12.2020).