Перейти к основному содержанию

Н. С. Григорович (1947–2006),
старший научный сотрудник

В убранстве интерьера люстры всегда играли значительную роль: зажженная люстра — первое, что бросается в глаза при осмотре помещения. Являясь ярким источником света, «демонстрируя» себя, люстра подчеркивает особенности интерьера, его планировки и убранства.

На старых фотографиях центральных парадных залов Александровского дворца привлекают внимание три большие одинаковые люстры на сто свечей каждая, повешенные низко по одной оси (ил. 1). Симметричное построение люстр с подчеркнутым центральным стержнем, балясиной рубинового стекла и двумя расположенными друг над другом фонтанами, ажурными обручами золоченой бронзы, хрустальным убором из пирамид и миндалевидных подвесок – все говорит об изобретательной композиции и прекрасном качестве исполнения, присущих петербургским люстрам стиля строгого классицизма.

Люстры были созданы по проекту архитектора Дж Кваренги в конце 1790-х гг., но предназначались не для Александровского дворца. В 1796 г. по утвержденному Екатериной II рисунку Кваренги спроектировал ансамбль из восьми одинаковых люстр для Мраморной галереи (Георгиевского зала) Зимнего дворца. Исполнение проекта было поручено известному столичному «люстровщику» Иоганну (Ивану) Цеху, который обязался к сентябрю 1797 г. сделать люстры из «собственных лучших материалов по цене 4 тысячи за одну люстру», а всего —за 32 тыс. рублей. Стеклянные части, а также хрустальный убор люстр выполнялся на Императорском стеклянном заводе (ил. 2).

Из этого заказа Цех успел сделать только три люстры. Вступивший на престол Павел I решил использовать их в убранстве парадных залов Михайловского замка, для украшения которого в мастерской Цеха уже при архитекторе В. Бренна было изготовлено еще несколько великолепно украшенных люстр.

После смерти Павла Петровича предметы убранства замка попадают в другие дворцы. Большие люстры Кваренги не сразу находят себе постоянное место пребывания: сначала они хранятся в Исаакиевском соборе, затем в Таврическом дворце. Только в 1830-х гг., когда Николай I с семьей обосновывается в Александровском дворце, сюда перевозят большие люстры и развешивают в трех смежных парадных залах — Портретном, Ротонде и Биллиардном.

В роскошных, удачно вписавшихся в анфиладу люстрах заметна некоторая перегруженность, различие в характере обработки бронзы. Дело в том, что уже в Царском Селе в 1848 г. по указанию императрицы Александры Федоровны люстры подверглись переделке. Николай I и его семья любили проводить летние месяцы в Александровском дворце, в парадных залах которого устраивались балы и приемы. «Во время больших вечерних собраний бывает весьма темно, – следует переделать висящие в этих залах люстры». Работы по исправлению люстр были поручены «Английскому магазину» Никольса и Плинке — поставщикам императорского Двора. Помимо разнообразных поставок магазин выполнял заказы на изготовление осветительной арматуры, ремонтные и реставрационные работы. С ним сотрудничали многие фирмы и мастерские. Большое число работ по его заказам выполнялось в петербургской бронзовой мастерской Карла Тегельштейна. Именно он с подмастерьями взялся за переделку трех люстр из Александровского дворца. В счете мастера подробно перечислены работы: «в нижнем ярусе приделать 20 ручек и столько же трубок, в среднем — 10 ручек и 10 трубок, а в верхнем — 30 ручек и 30 трубок, поставить новые винты — за каждую люстру по 325 рублей, всего 975 рублей».

Нельзя точно сказать, где велись работы; скорее всего, рожки, отливались в мастерской, а сборка деталей проводилась на месте, во дворце. В деле упоминается рисунок люстры, сделанный «Английским магазином» но, к сожалению, не сохранившийся, и как была задумана переделка, точно неизвестно. Композиция каждой люстры отличается от предложенной первоначально. Стосвечовая люстра стала четырехъярусной: между двумя старыми широкими обручами был помещен новый узкий, к бронзовому ободу, окружающему стеклянный поддон, также прикрепили рожки для свечей. Старые рожки перекомпоновали.

Первоначальный облик люстр можно представить, рассмотрев аналогичную люстру на 40 свечей, также изготовленную в мастерской И. Цеха в конце 1790-х гг. непосредственно для Михайловского замка. Люстра имеет аналогичный стержень с вазой-балясиной рубинового стекла в таком же бронзовом обрамлении и два фонтана, размещенные друг над другом. К двум богато украшенным обручам схожих пропорций крепятся короткие рожки. Аналогична и развеска хрустального убора. Эта люстра, входившая в гарнитур из трех предметов, также попала в Александровский дворец: с 1830 г. до начала Второй мировой войны она висела в Зале с горкой (сейчас в Танцевальном зале Павловского дворца). Сравнивая эти предметы, можно видеть, что композиция трех царскосельских люстр была сохранена, дополнение было сделано достаточно деликатно, тщательно подобран даже цвет позолоты. Именно в таком виде люстры запечатлены на акварелях Л. Премацци и старых фотографиях (ил. 3).

В сентябре 1941 г. перед отправкой в Новосибирск люстры были разобраны и упакованы в ящики. В 1949 г. вернувшиеся из эвакуации люстры были собраны и повешены на свои прежние места: в залах Александровского дворца была развернута выставка, посвященная 150-летней годовщине со дня рождения А. С. Пушкина. Однако уже в 1952 г., в связи с передачей Александровского дворца Министерству обороны, люстры отправляются в Павловский дворец, где размещается Центральное хранилище музейных фондов (ЦХМФ).

После начала реставрационных работ в Екатерининском дворце в числе других экспонатов, переданных из ЦХМФ в дирекцию дворцов-музеев и парков г. Пушкина, были и три люстры с рубиновым стеклом. Подходящих помещений для их экспонирования не оказалось, и люстры в течение тридцати лет продолжали храниться в ящиках.

За последние двадцать лет люстры разбирались и монтировались пять раз. Все послевоенные работы с люстрами производились реставратором музея А. И. Ивановым. В последние годы две люстры были вновь собраны и сейчас находятся в царскосельском костеле и в Угловой гостиной Александровского дворца. Хочется верить, что скитания трех люстр в скором времени закончатся, и они, наконец, вернутся на свои исторические места в центральные залы Александровского дворца — теперь уже окончательно.