Н. С. Григорович (1947–2006),
старший научный сотрудник
В Екатерининском парке на острове, рядом с Концертным залом, в 1861 году строится небольшая «игрушечная» усадьба «Фермочка», состоящая из избы, молочни, коровника и размещавшихся во дворе птичника с голубятней. Усадьба создается для дочери Александра II великой княжны Марии Александровны, которой в ту пору было 8 лет[1]. Автором проекта архитектурного ансамбля был придворный архитектор И. А. Монигетти.
Постройки и внутреннее убранство сельского комплекса для ребенка были сделаны в уменьшенном размере, но в традициях русского народного зодчества: домики были украшены ажурной крестьянской резьбой, в избе находились печь с вензелем МА и дубовая мебель, в красном углу — икона «Знамение», украшенная полотенцем с деревенской вышивкой, в шкафу и на полке — посуда. В Собственном садике рядом с усадьбой для императорских детей была организована площадка для занятий гимнастикой и кегельбана. Вдоль берега озера проложили рельсы детской железной дороги[2].
Тогда же на петербургском Императорском фарфоровом заводе выполняется сервиз, предназначенный для стола «Фермочки». Из письма директору завода становится известно, что «...на маленькую фермочку Царского Села для великой княжны Марии Александровны были изготовлены столовый и чайный сервизы, ценою в 754 рубля, которые велено было изготовить к 10 октября, к приезду их величеств, придворный архитектор профессор Монигетти составил для означенных сервизов рисунки». Далее прилагался список сервизов со стоимостью каждого отдельного предмета и стоимостью комплектов, причем особо отмечалось, что «вещи покрыты и писаны красками»[3].
В 1862 году была составлена еще одна «Опись посуды и вообще вещей, которые находятся на Ферме Великой княжны Марии Александровны», из которого можно узнать как предметный состав «сервизов, украшенных бордюром из витого стебля с цветами и монограммой МА в круглом медальоне», так и то, что заказ был рассчитан на 18 приборов[4]. Из этой же описи явствует, что одновременно с фарфоровым был изготовлен стеклянный сервиз: «Посуда хрустальная по борту с синим орнаментом и монограммой М.А.»[5].
Стеклянный сервиз изготавливался также по эскизам Монигетти, о чем свидетельствует письмо генерал-адъютанта Г. Ф. Гогеля управляющему Фарфоровым и Стеклянным заводами Древицкому. В этом документе также говорится о том, что этот сервиз необходимо внести «в список вещей, имеющих быть поднесенными к празднику рождества Христова 1861 года»[6]. В данном случае так же, как и в документах о фарфоровых сервизах, был приложен список с расценками предметов.
Из этого списка следует, что, несмотря на маленькие размеры «Фермочки» и ее почти игрушечное убранство, сервизы были исполнены как обычная столовая и чайная посуда. Состав их также был продуман с полной серьезностью: в комплект стеклянной части входили даже чарочки и рюмки.
Предназначение сервиза для детей не могло не повлиять на его сохранность: уже в 1862 году была составлена первая ведомость разбитых частей, а в конце XIX века, когда этими сервизами могли активно пользоваться, были составлены новые указания о разбитой посуде. Уже тогда, к сожалению, были полностью утрачены некоторые формы: подливальники с лотками, большие миски и простоквашник; из стеклянного сервиза — кувшины, масляницы, опаловые горшочки и молочники малого размера[7].
После революции в павильоне «Фермочка» музейная экспозиция не была создана. Усадьба постепенно приходила в запустение, а во время войны была полностью разрушена. Предметы убранства, в том числе сервизы, остававшиеся на «Фермочке», в конце 1920-х годов были перенесены в кладовые, находившиеся в другой царскосельской ферме, построенной по проекту архитектора А. А. Менеласа в начале 1820-х годов. По последней довоенной описи, составленной в 1938 году, в сервизной кладовой этой фермы числились оба сервиза[8]. Из описания видно, что, в соответствии с первоначальным списком, их количественный состав был представлен достаточно полно, и сохранность предметов была хорошей. К сожалению, во время войны из этих сервизов эвакуировали лишь две фарфоровые тарелки, мелкую и глубокую.
По этим вещам, а также по двум сохранившимся довоенным фотографиям можно составить представление о фарфоровых сервизах «Фермочки». Гладкие поверхности предметов этого комплекта были покрыты светлым кремовым крытьем с терракотовыми отводками. Борта горизонтальных и края вертикальных фарфоровых изделий украшал широкий бордюр из вьющегося зеленого стебля с розовыми колокольчиками и голубыми цветами. Стебель образовывал круглый завиток-медальон, в котором размещался синий вензель МА, написанный старославянским шрифтом[9].
Судя по фотографии и указанным в инвентарях размерам, миска имела довольно тяжелую приземистую форму, по тулову ее проходил широкий бордюр с вензелем. Ручка (хваток) на крышке была решена в виде золоченого яблока с такими же горошинами и напоминала навершие древнерусской булавы. Чашки круглой гладкой формы на высокой ножке имели ручки в форме кольца. Судя по предвоенным описаниям, живописный декор имел небольшие различия: некоторые части чайного сервиза были украшены не бордюром, а сплошным орнаментом.
От стеклянного сервиза никаких изображений, к сожалению, не сохранилось. Из того же описания следует, что сервиз был неоднороден: основная часть предметов была исполнена из тонкого бесцветного стекла, имела гладкие формы и синюю эмалевую роспись в виде орнамента с монограммой М.А.; несколько сервизных форм было выполнено из молочного (опалового) стекла. В эмалевой росписи также встречались различия: две вазы в форме балясин были украшены росписью с красными цветами и зелеными листьями по голубому фону Из кратких описаний можно отметить, что крышка графина была граненой, на рюмках было утолщение посередине. Другая группа рюмок была решена в виде ковшиков с фигурной ручкой. Масленка на стеклянном поддоне имела форму бадьи с двумя ручками, ее высокая крышка с двумя вырезами была исполнена из фарфора. К стеклянному сервизу относились также две вазы бесцветного стекла с утолщением посередине и по загнутым краям.
Сервиз для «Фермочки», выполненный в начале 1860-х годов, является одним из ранних столовых ансамблей, спроектированных И. А. Монигетти. Почти через десять лет по его рисункам будут исполнены такие знаменитые комплекты, как сервизы для яхт «Держава» и «Ливадия», но уже в царскосельском сервизе можно увидеть те характерные черты и мотивы, которые будут присущи творчеству архитектора впоследствии. В сервизе с нежным, «девичьим» характером цветовой гаммы использованы мотивы древнерусского искусства, проявляющиеся как в формах отдельных предметов, так и в характере росписи: вязь бегущего растительного побега, мотивы старославянского письма. Из форм русской крестьянской посуды заимствованы чарочки, ушат, золоченое яблоко с горошинами. Тяжелая, почти не расчлененная форма миски встречается и в более поздних сервизах И. А. Монигетти. Архитектор не просто использует этнографические мотивы, а проявляет себя как высококлассный мастер стилизации, правда, еще не смешивая орнаменты и темы, характерные для разных стилей, как позднее в декоре сервиза для яхты «Держава».
Неброский скромный сервиз для детского домика, несмотря на то, что предназначался для ребенка, исполнен по всем правилам сервировки стола и включает в себя даже настольные украшения. Сервиз для павильона царскосельской «Фермочки» великой княжны Марии Александровны знакомит с еще одной, ранее неизвестной работой И. А. Монигетти в прикладном искусстве и дополняет наши знания об истории Императорских фарфорового и стеклянного заводов.
[1] Мария Александровна (1853–1920) — вторая дочь императора Александра II; после замужества — принцесса Великобританская.
[2] Вильчковский С. Н. Царское Село. СПб., 1911. С. 171–172.
[3] РГИА. Ф. 468. Оп. 10. Д. 1189, 1862. Л. 1–5.
[4] РГИА. Ф. 487. Оп. 6278. 1862. Л. 1–14. «Блюд круглых — 2, овальных — 2, чаш суповых на 12 персон — 1, на 6 персон — 1, соусников — 2, салатников — 2, тарелок глубоких — 18, плоских — 36, десертных — 18, чашек бульонных с крышками — 18, подливальников — 2; чайный сервиз: чайников — 1, сахарниц с крышками — 1, чашка полоскательная — 1, сливочник — 1, кружка для молока — 1, чашек чайных — 18, масляниц с крышками и поддонами — 2, горшков для цветов с поддонками — 4, вазочек для цветов — 4».
[5] Там же. Л. 1. «Карафинов — 4, кувшинов —2, масляниц — 2, кружечек или чарочек — 18, рюмок — 18, стаканов — 18, чашек для фруктов — 2, меньшего размера — 2, горшочков опаловых — 2, меньшего размера — 2, полоскательниц опаловых — 24, молочников опаловых — 10, меньшего размера — 2».
[6] Там же.
[7] РГИА. Ф. 468. Оп. 12. Д. 819. 1862. Л. 1.
[8] Архив ГМЗ «Царское Село», инв. № ЕД-138-XV. Инвентарная опись 1838 г. «Фарфоровый сервиз столовый: 53 мелких тарелки двух размеров, 14 глубоких, 2 круглых блюда, 2 овальных, 2 поддона, 2 миски, 2 соусника на поддонах, 2 овальных салатника; чайный сервиз: 13 чайных чашек, 4 чашки другого типа, 18 блюдец к чашкам, 11 чашек большего размера с 15-ю блюдцами, чашка-полоскательница круглая, 2 молочника, 1 чайник, 2 масленки и сахарница, 4 вазы для цветов двух типов и 3 кашпо; стеклянный сервиз: 2 вазы молочного стекла, 2 вазы, 19 полоскательниц с блюдцами, 1 графин, 10 бокалов, 15 рюмок, 10 рюмок другого типа, масленка».
[9] Интересно, что еще в 1858 г. было задумано исполнить для Марии Александровны два сервиза на 12 приборов: голубой и розовый без живописи, с вензелями того же цвета, «чтоб чайники, сливочники, кружки для молока были хорошенького фасона» (РГИА. Ф. 468. Оп. 12. Д. 566, 1858. Л. 1–1 об.).