Н. С. Григорович (1947–2006),
старший научный сотрудник
В истории создания царскосельского ансамбля интерес к искусству Дальнего Востока прослеживался на всем ее протяжении — от XVIII до начала XX века, и зависел он от политических факторов, изменения художественных вкусов и стилистических направлений. Искусство Китая, на которое в Европе смотрели как на некую диковинку, притягивало к себе и секретом фарфора, и удивительной красотой китайского шелка и лаковых изделий. Среди колониальных товаров, привозимых в различные страны на судах Ост-Индской компании, большое место занимали художественные предметы. Во дворцах европейских монархов и знати стали создавать фарфоровые, или китайские, кабинеты, где выставлялись диковинные восточные изделия, которые становились не просто украшением, но и средством архитектурного решения интерьеров.
Россия была тесно связана с Китаем, поскольку имела с ним общую границу. Торговые караваны постоянно шли из Китая в города Российской империи. Посольства привозили подарки и купленные в Китае драгоценные и редкостные изделия, которые наполняли потом дворцы и усадьбы.
Первые интерьеры шинуазри[1] появились в петербургских дворцах еще при Петре I, присутствовали восточные вещи и в «каменных палатах» Екатерины I.
Более широко изделия китайского и японского искусства (прежде всего из фарфора и лаков) стали использоваться для оформления интерьеров позднее, в середине 1750-х годов, когда при Елизавете Петровне в Царском Селе развернулось большое дворцовое строительство. Архитектор Ф. Растрелли при отделке комнат применяет подлинные восточные предметы: затягивает стены китайскими шелками, расписными и вышитыми, развешивает лаковые панно. Вдоль стен расставляется черная лаковая мебель, на ней и даже на полу — фарфоровые вазы и блюда. Убранство интерьеров дополняли изделия из других материалов, нередко экзотических: мелкие предметы из рога носорога, кокосового ореха, бамбука, опахала из птичьих перьев. Особой роскошью среди барочных интерьеров выделялся Китайский зал, созданный Растрелли в центре дворца, причем в архитектуре зала и в декорирующей его резьбе мотивы китайского искусства полностью отсутствовали. Восточный характер интерьеру придавали многочисленные изделия из китайского фарфора, эмалей и лаков, расставленные ярусами на резных консолях; всего насчитывалось 448 предметов. Надо сказать, что фарфоровых изделий во дворце было так много, что при Елизавете Петровне прямо в залах устраивались аукционы для гостей и придворных.
Коллекция восточных изделий, и, в частности, фарфора, продолжали пополняться. Екатерина II в 1763 году приобрела у немецкого купца Поггенполя 256 предметов саксонского и дальневосточного фарфора. В 1768 году по ее указу в Царское Село из кладовых Смольного присылают «порцелиновую посуду»; среди 188 предметов были изделия китайских и японских мастерских. Много лаковых изделий попали в Царское Село в 1774 году от иркутского губернатора; в 1781 году поступили вещи, привезенные из Китая купцом И. Л. Голиковым.
В конце XVIII века интерес к искусству Дальнего Востока проявляется в творчестве архитекторов В. И. Неелова, А. Ринальди, Ч. Камерона, создавших многочисленные павильоны и малые парковые формы. Камерон, перестраивая интерьеры Большого Царскосельского дворца в духе классицизма, помимо небольших помещений, таких, как Китайская Голубая гостиная, создает в южной части дворца новый Китайский зал. Для его оформления архитектор использует 36 больших панно черного лака из старых запасов Царскосельской конторы, которые он размещает ярусами вдоль стен; окна и двери драпируются яркими занавесями из китайского шелка. Все это придавало интерьеру торжественный, даже таинственный вид. Зал украшал мраморный камин, на котором стояли таганы из золоченой бронзы в виде драконов. Кроме того, для этого помещения Камерон спроектировал изящный мебельный гарнитур, в резной декор которого ввел китайские мотивы.
Дж. Кваренги, работавший во дворце после Камерона, при изменении оформления в Большом зале и в одной из Антикамер впервые устроил золоченые горки с рядами китайских и японских блюд и ваз; они вмещали около 400 предметов.
В первой четверти XIX века, в эпоху ампира, интерес к искусству Дальнего Востока несколько ослабевает, однако в Царскосельском дворе комнаты елизаветинского времени, затянутые старинными китайскими шелками, продолжают существовать почти без изменения. После пожара в северной части дворца, когда сильно пострадал расписной шелк на стенах Китайской гостиной, Александр I распорядился заказать в Китае шелк по старому образцу, но изготовлен был новый шелк по традиционной технологии. Каждое отдельное полотнище серебристого цвета было украшено не повторяющимся узором из деревьев и цветов. Вместе они составляли композицию, олицетворяющую времена года.
Со второй четверти XIX века, в эпоху историзма с его сложным смешением различных стилей, вновь возрастает интерес к искусству Дальнего Востока. В этот период восточные собрания Царского Села значительно пополняются: изделия покупают из Китая, из придворных кладовых и Зимнего двора, а также из частных коллекций.
В 1850–1860-е годы в Царском Селе работает архитектор И. А. Монигетти. На месте бывшего Китайского зала Ф. Растрелли он создает Парадную мраморную лестницу, где по стенам на лепных кронштейнах расставляет китайские и японские вазы, а в восьми углублениях — блюда. Фарфоровые изделия становятся частью архитектурной отделки. В двух Антикамерах Монигетти заново оформляет резные золоченые этажерки (горки), удачно вписав их в архитектуру барокко. Расставленные рядами, фарфоровые вазы и чаши, чередуясь с развешенными блюдами, создавали чрезвычайно красивое зрелище. К сожалению, в 1853 году царскосельской коллекции восточного фарфора был нанесен урон: для новых интерьеров Гатчинского дворца туда было отправлено из Царского Села около 1600 произведений искусства, большую часть которых составлял китайский и японский фарфор.
В начале XX века предметы дальневосточного искусства украсили парадные залы и жилые помещения последней императорской семьи в Александровском дворце. Среди этих предметов были подарки правителей Китая и Японии, представляющие собой уникальные изделия. В личных покоях Николая II, созданных, как и другие интерьеры, архитектором Р. Ф. Мельцером, была устроена Уборная (Бассейная) комната в мавританском стиле, где находилось большое число китайских и японских вещей.
В 1909–1910 годах началась перестройка Китайского театра в Александровском парке, сооруженного архитектором В. И. Нееловым в конце 1770-х годов. Заново созданные ложи и фойе украшаются старинными восточными шелками, фарфором, предметами мебели, лаковыми панно из старых дворцовых коллекций.
Царскосельские собрания восточного искусства сильно пострадали во время Великой Отечественной войны. Из Китайского зала были похищены все лаковые панно, со стен парадных помещений срезаны старинные китайские шелка. Огромный ущерб был нанесен изделиям из фарфора. Несколько похищенных больших ваз были найдены в 1944–1945 годах членами специальной комиссии на территории Прибалтики и Германии и возвращены в Царское Село.
Несмотря на многочисленные потери, дворцы-музеи и сейчас обладают богатыми коллекциями восточного искусства. Самым значительным является собрание фарфоровых изделий, их около 400; это главным образом китайский и японский фарфор середины XVII — XVIII века. Особый раздел составляют фарфоровые предметы, исполненные в России и Европе в подражание дальневосточному искусству; многие из них были изготовлены по проектам архитекторов специально для царскосельских интерьеров.
Первые отреставрированные залы Екатерининского дворца были открыты в 1959 году. К настоящему времени воссозданы Китайская Голубая гостиная, Парадная лестница и Китайская гостиная Александра I, в оформлении которых включены дальневосточные фарфоровые изделия и предметы шинуазри.
[1] Шинуазри (chinoiserie) — китайщина (от China — Китай и seres — китайцы). С 1720-х гг. в моду вошел китайский стиль не в оригинальном варианте, а в интерпретации европейских художников, получивший название «шинуазри». Стилизация китайского искусства проявилась во всех сферах художественной деятельности — в архитектуре, интерьере, мебели, фарфоре и т. д.