А. Т. Колесникова,
старший научный сотрудник
«Национальный музей карет» — эта строчка есть в каждом путеводителе по Лиссабону. До 500 тысяч посетителей приходят сюда ежегодно. Впервые этот считающийся старейшим в Европе музей распахнул двери для публики в мае 1905 г. Но задолго до этого события, в 1860 г., в Петербурге, Александр II открыл Придворный конюшенный музей, задуманный еще Николаем I. Понимая, какую историческую и художественную ценность представляет собрание придворных карет, для них специально строят здание в два этажа по проекту архитектора П. С. Садовникова. Первый этаж предназначался для церемониальных экипажей, которые снаряжали для выездов и путешествий. В десяти залах второго этажа хранились придворные кареты великолепной художественной отделки. Чтобы поднимать экипажи на второй этаж, устроили пандус с подъемным механизмом.
В конце 1920-х гг. музей расформировали. В здании Конюшенного музея разместился таксомоторный парк. Уникальные коллекции «пустили по миру». Кареты гнили, разваливались, превращались в пыль по сараям и непригодным для хранения помещениям. Разбивались на киносъемках экипажи, которым по художественным и историческим меркам не было цены.
Часть карет поступила в Государственный Эрмитаж; 52 экипажа передали Екатерининскому, тогда Детскосельскому, дворцу-музею, где хранились свои 23 кареты. До 1930-х гг. размещались они в Камероновой галерее, Гауптвахте, павильоне «Грот», в бывших Дежурных конюшнях.
В 1939 г., по решению Ленгорисполкома, помещение Дежурных конюшен передали под автобусный гараж. При проведении в жизнь этого решения Автотранспортное управление отказалось создать нормальные условия в пользовании частью здания, где были расположены экипажи.
Пережив блокаду в Ленинграде, под сводами Висячего сада в Эрмитаже, подвергаясь бомбежкам, перенося холод и сырость, 45 экипажей зимой 1946 г. по разрешению Главного комитета по делам искусства приказом по Государственному Эрмитажу, подписанным И. А. Орбели, были переданы в Гатчину на временную выставку. В 1947 г. экипажи из Гатчины поступили в Центральное хранилище музейных фондов пригородных дворцов-музеев в Павловске на временное хранение, но находились они в помещении Дежурных конюшен в Пушкине. Летом 1951 г. кареты своим ходом перегоняют в Павловск. В павильоне «Дежурные конюшни» открыли танцевальный зал.
В Павловске кареты не экспонировались, часть из них неоднократно передавали различным киностудиям страны, где они использовались в качестве съемочного реквизита, подвергаясь произвольным переделкам и перекраскам. В результате 18 экипажей перестали быть музейными экспонатами. Лишь спустя почти десять лет были возвращены четыре кареты — в состоянии близком к гибели. Среди них была и карета, в которой император Александр II возвращался в Зимний дворец в роковой день 1 марта 1881 г.
В 1969 г. приказом Министерства культуры РСФСР экипажи из Павловска были переданы Екатерининскому дворцу-музею. Помещались они в Сенном сарае Баболовского парка.
Тяжелое состояние большинства экипажей требовало серьезной реставрации. И все же 14 экипажей в 1971 г. были подготовлены к экспонированию на выставке, открытой в Камероновой галерее.
После возвращения музею павильона «Дежурные конюшни» 30 июля 1990 г. здесь была открыта выставка придворных экипажей, которой предшествовали реставрационные работы по восстановлению 20 экипажей.
Коллекция ГМЗ «Царское Село» состоит из экипажей работы западноевропейских и русских мастеров XVIII–XIX вв. Высокое качество работы, богатая отделка карет и стилистическое многообразие отличают эту уникальную коллекцию.
Кареты были не только средством передвижения, но предметом престижа, неотъемлемой частью парадного быта. Широкое использование карет для торжественных выездов, длительных путешествий способствует тому, что XVIII в. стал временем расцвета экипажного искусства. В Москве и Петербурге появились крупные специализированные мастерские.
Каждая карета — результат творческого труда целого коллектива мастеров: каретников, столяров, резчиков, кузнецов, позолотчиков, седельников, шорников, колесников. Их мастерство достигает настоящей виртуозности, но нам мало что известно об этих замечательных творцах и умельцах.
В России первое экипажное заведение (Конюшенный приказ) возникло в конце XV столетия, в XVII в. действовало уже вполне развитое экипажное производство, с огромным штатом в 700 человек. Центром его были мастерские Конюшенного приказа Московского Кремля. В XVII в. экипажи крайне редко заказывали за границей. В документе 1706 г. значится 313 экипажей, размещенных в Кремлевском каретном дворе. Из них 290 были исполнены мастерами Московского Кремля.
При Петре I лучших кремлевских мастеров перевели в новую столицу — Санкт-Петербург. Мастерские, открытые при петербургском Конюшенном дворе, стали центром каретного дела в России. Уже в середине XVIII в. в штате Конюшенного двора числится 250 мастеров различных специальностей. Для работы в России приглашали мастеров из-за границы. Некоторые из них совершенствовали свое мастерство в Москве и Петербурге, другие приезжали уже сложившимися художниками.
Экипажи использовали для парадных приемов, праздников и коронаций. В 1742 г. коронационный поезд Елизаветы Петровны состоял из 89 экипажей, «перед которыми шли напереди лакеи и скороходы, а около карет гайдуки в пребогатых ливреях».
Карета императрицы, запряженная «осемью преизрядными неаполитанскими лошадьми», отличалась особой пышностью. Кузов экипажа был покрыт золоченой резьбой и украшен драгоценными камнями. «При той же карете шли пешком по обеим сторонам по 12-ть человек гайдуков, а у лошадей по одному конюшенному служителю, все в богатой придворной ливрее»[1].
Все же это шествие выглядит довольно скромно в сравнении с той вереницей экипажей из 180 карет и саней, которые сопровождали Екатерину II в 1787 г. в путешествии в Крым. По свидетельству одного из участников поездки, движение экипажей «было так плавно и покойно, как движение гондол»[2].
Кареты, предназначенные для коронационных торжеств, украшали с особой пышностью. В их отделке использовались бархат, шелк, парча, позумент, золоченая бронза и резьба, кожа, ковры, зеркальные стекла.
Почти все экипажи из коллекции Екатерининского дворца подновлялись и служили для коронации. Лента коронационного поезда тянулась по московским улицам, ослепляя толпу красотой цуга и богатством сверкающих экипажей.
Три кареты из коллекции придворных экипажей ГМЗ «Царское Село» были изготовлены седельным и каретным мастером Иоганном Букендалем.
Иоганн Конрад Букендаль родился в 1726 г. в Ганновере. Какое-то время жил и работал во Франции. В Россию он приехал 25 июня 1756 г. уже сложившимся разносторонним специалистом. В Петербурге, в мастерских Конюшенного двора, он руководил работами по изготовлению экипажей. Его деятельность в Петербурге прослеживается до 1795 г.[3]
Парадный экипаж (инв. № ЕД-305-УП), выполненный в начале 1760-x гг. в стиле барокко, удивляет пышностью и причудливостью форм и декора. Кузов кареты необычайно красив и сложен. Золоченый декор резьбы закрывает все конструктивные части. При исполнении кареты мастером были использованы новейшие достижения в экипажном деле. Горизонтальные и вертикальные рессоры и дрожины (боковые балки) по сторонам придают ей устойчивость, предохраняют кузов от раскачивания и сильной тряски. Окна и двери закрыты зеркальными стеклами, подножка находится снаружи.
В декоративном убранстве экипажей Букендаля, выполненных в 1780–1790-е гг., отразились черты, характерные для классицизма: строгий силуэт, немногочисленные и изысканные украшения из золоченой бронзы. Подножка уже складная, убирается внутрь.
Замечательны по строго выдержанному стилю, красоте и прочности экипажи середины XIX в. работы Придворного экипажного заведения и, в особенности, десять карет, специально изготовленных к коронации Александра II петербургскими фабрикантами Тацким, братьями Фробелиус и Яковлевыми в стиле рококо. Торжественно величавый и ликующе праздничный стиль как нельзя лучше соответствовал отделке коронационных экипажей. Вобравшие все лучшее в каретостроении, технические достижения и художественные приемы отделки, они никого не копируют, их яркая «индивидуальность» легко запоминается.
В коллекции ГМЗ «Царское Село» сохранились экипажи каретных фабрик Неллиса и Ивана Брейтигама. На заре возникновения автомобильного производства они успешно делали кузова для автомобилей.
Интересны по конструкции и две уникальные кареты, выполненные на фабрике И. Брейтигама в 1873 г. Карета, в которой 1 марта 1881 г. находился император Александр II, занимает особое место в ряду экипажей (инв. № ЕД-329-VП). Скромное убранство темно-синей окраски, деревянный, утепленный ватой, двухместный зимний кузов. И никакой брони, как пишет в своей книге шведский исследователь Стаффан Скотт. И «сработаны» они в Санкт-Петербурге, а не во Франции по «спецзаказу»[4].
В собрании экипажей ГМЗ «Царское Село» имеется небольшая коллекция саней XVIII в. Легкие одноместные, выполненные русскими мастерами, и тяжеловесные десятиместные (инв. № EД-320-VII), о которых в каталоге Придворного конюшенного музея сказано, что в «1793 г. куплены у каретного мастера Букендаля и употреблялись в царствование императрицы Екатерины II при катаниях придворных дам и особ»[5].
Интересны детские экипажи — возок-коляска изготовлен мастером Кремером по заказу Екатерины II для детей Павла I — Александра и Константина Павловичей (инв. № EД-312-VII).
Открытые детские саночки для великого князя Николая Александровича, будущего Николая II (Александр III нежностей не терпел), были переделаны для Алексея Николаевича — они стали утепленными, с закрытым верхом (инв. № EД-322-VII).
В коллекции музея представлены почти все типы и конструкции экипажей, бытовавших в России, Западной Европе в период с середины XVIII до начала ХХ в.
[1] Коронование императрицы Елизаветы Петровны. СПб., 1744.
[2] Записки графа Сегюра о пребывании его в России в царствование Екатерины II / Пер. с фр. — СПб., 1865.
[3] Кириллова Л. П. Экипажи XVI–XVIII веков. М., 1985.
[4] Скотт С. Романовы / Пер. со шв. — Екатеринбург, 1993.
[5] Придворно-Конюшенный музей. СПб., 1891.