Перейти к основному содержанию

А. Т. Колесникова (1938-2020)
Старший научный сотрудник

Среди замечательных пригородов Санкт-Петербурга Царское Село занимает особое место — на протяжении двух с половиной столетий оно служило русским императорам летней резиденцией. В двух дворцах, Екатерининском и Александровском, Романовы были не только августейшей фамилией, но большой дружной семьей со своими горестями и радостями. Историко-художественное значение дворцов сочетается с памятью о судьбах и личной жизни их владельцев. 

История Александровского дворца, построенного для любимого внука Екатерины II великого князя Александра Павловича в 1792–1796 гг., полна контрастов и знаменательных событий.

На протяжении двух веков вид дворца не претерпел значительных изменений, но его интерьеры менялись неоднократно. Каждый из императоров, живших во дворце, отделывал помещения, сообразуясь со вкусами времени и своими личными склонностями, не меняя архитектурной отделки парадных залов и сохраняя многие предметы из первоначального убранства. Так, в Портретном зале, входившем в состав парадной анфилады, расположенной вдоль садового фасада, находилась мебель, исполненная в 1780-е гг. в парижской мастерской Ж. Жакоба. Прежде эта мебель входила в убранство Арабескового зала Екатерининского дворца, а в последнее царствование была перенесена в Портретный зал и сохранялась там до 1941 г. в расстановке Николая II и Александры Федоровны (ил. 1). К этому времени мебель была вновь обита шелком, вытканным на фабрике братьев А. и В. Сапожниковых по образцу первоначальной ткани Ф. де Лассаля.

На фабрике поставщиков императорского двора братьев Сапожниковых были изготовлены розовый репс для портьер и розовый шелк с рисунком для обивки мебели в Угловой гостиной Александры Федоровны (ил. 2).

Легкие занавески на окнах в жилых комнатах дворца были исполнены из полушелковой саржи. Оставаясь, по-видимому, всегда опущенными, они придавали мягкое, рассеянное освещение розового тона — в Угловой гостиной, сиреневого — в Сиреневом кабинете, кремового — в Кленовой. В интерьерах Кленовой гостиной императрицы и Парадного кабинета Николая II, созданных в начале ХХ в. по проекту архитектора Р. Мельцера, декоративные ткани драпировок и мебели подбирались по цвету и рисунку, соответствовавшим общему ансамблю, решенному в стиле модерн. Рисунок тканей с преобладанием орнаментальных мотивов из волнистых линий, стилизованных цветов или павлиньих перьев хорошо сочетался с общими формами мебели этого времени (ил. 3). Самыми модными и дорогими были ткани, выполненные французскими мануфактурами; русские мебельные фирмы выписывали их из Парижа. В 1895–1898 гг. только для Палисандровой гостиной и Сиреневого кабинета фирма Ф. Мельцера выписала от парижской фирмы Charles Burger обивочных тканей на сумму 73 286 руб. 54 коп.

Разбивка комнат на зоны-уголки, характерные для интерьеров стиля модерн, иногда подчеркивалась цветом и различными узорами мебельных тканей. Объединяющим элементом в комнате служили мягкие однотонные сшивные ковры фабричной работы, сплошь покрывавшие пол. Их приглушенные тона сочетались со всем остальным убранством помещения.

Для оформления Кленовой гостиной, которая по праву могла считаться лучшим образцом русского модерна, использовались модные ткани разнообразных изготовителей: портьеры из шелка с золотисто-розовым орнаментом из цветов и птиц поставила московская фабрика Сапожниковых; французская ткань типа «Lampas» розового цвета с палевым рисунком пошла на обивку скобовидного дивана и кресел; зеленый бархат немецкого производства с тканым узором павлиньего пера — на подушки и драпировку ширмы. Шелковые ткани типа «Lampas» как французской фирмы Charles Burger, так и фабрики Сапожниковых использовались в Палисандровой гостиной, Сиреневом кабинете императрицы, в Рабочем (Старом) кабинете Николая II: В Новом (Парадном) кабинете императора для обивки мебели и для портьер была применена двусторонняя английская ткань «Liberty».

Наряду с шелковыми декоративными тканями в убранстве жилых комнат дворца — например, в Спальне императрицы и комнатах Детской половины — широко использовались ситец, кретон, чинцы — как российского, так и английского производства (ил. 4, 5).

К сожалению, убранство Александровского дворца было почти полностью утрачено в годы последней войны. В эвакуации сохранились портьеры, скатерти, покрывала и ковры из некоторых помещений парадной анфилады и жилого флигеля, находящиеся ныне в собрании ГМЗ «Павловск». Образцы декоративных тканей, вывезенные в эвакуацию, находятся в фондах музея-заповедника «Царское Село».

Сохранившаяся мемориальная коллекция тканей наряду с другими экспонатами из дворцового собрания дает возможность надеяться, что в ближайшие годы часть интерьеров Александровского дворца будет восстановлена в своем историческом облике — периода пребывания здесь Николая II и его семейства, проведших во дворце последние двенадцать лет царствования.

Опубл.: IV Царскосельская научная конференция : Александровский дворец.
История. Владельцы. Коллекции : Краткое содержание докладов. — СПб., 1998, С. 45–47.