Перейти к основному содержанию

Лионский зал возвращен в экспозицию

06.06.2019

Лионский зал Екатерининского дворца обрел прежнее великолепие. Для музея это историческое событие: спустя 74 года после завершения Великой Отечественной войны возвращена в экспозицию вся парадная анфилада дворца. Ее Альфа и Омега – церковь Воскресения Христова и Лионский зал. Прорыв в возрождении зала стал возможным благодаря финансовой поддержке ПАО «Газпром» и корпоративного Фонда ENGIE (Франция).

На торжественной церемонии открытия выступили заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец, директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова, заместитель председателя правления ПАО «Газпром» Елена Бурмистрова, посол Франции в России Сильви Берманн, председатель совета директоров компании ENGIE Жан-Пьер Кламадье, почетный председатель совета директоров компании ENGIE Жерар Местралле.

Дворцовая церковь после масштабной реставрации, выполненной на средства «Газпрома», открылась для посетителей в апреле этого года. Президент России Владимир Путин, посетивший церковь вместе с постоянными членами Совета безопасности, высоко оценил качество реставрации.

Соглашение между ПАО «Газпром», фондом ENGIE и музеем-заповедником «Царское Село» об участии в воссоздании Лионского зала Екатерининского дворца было подписано в мае 2018 года на Петербургском международном экономическом форуме. Спустя год, 5 июня 2019-го, архитектурный шедевр предстал во всем блеске декоративной отделки. Он производит такое же ошеломляющее впечатление, как и столетия назад, благодаря таланту и умению российских и французских мастеров. В роскоши отделки и мастерстве исполнения Лионский зал не уступает знаменитой Янтарной комнате.

У этого интерьера, созданного по воле венценосных владельцев царскосельской резиденции лучшими зодчими прошлого, драматичная, но в то же время счастливая судьба. По мнению специалистов, это редчайший случай, когда последующие существенные изменения только улучшили зал и сделали его одним из самых нарядных дворцовых интерьеров XIX века. В 1941 году, перед фашистской оккупацией, предметы лазуритового гарнитура изумительной красоты, картины и люстру удалось эвакуировать. Живопись потолка, уникальная отделка стен шелком и лазуритом были уничтожены. Но похищенный фашистами паркет обнаружили в Берлине и в 1947-м вернули в Царское Село. В последние годы о былой роскоши интерьера напоминала акварель Луиджи Премацци, а о возрождении зала музейщики могли только мечтать.

Лионский зал – один из самых совершенных интерьеров архитектора Чарльза Камерона – входил в число личных апартаментов Екатерины II в Большом Царскосельском (Екатерининском) дворце. Этот шедевр создавался в 1781 – 1783 годах и получил свое название благодаря отделке стен шёлком, изготовленным в Лионе.

Интерьер входил в парадную анфиладу дворца, что диктовало особую роскошь его отделки. Редкий по изысканности эффект получился благодаря сочетанию «золотого» шелка с синим лазуритовым декором. На отделку из лазурита мастера израсходовали почти полторы тонны камня, в декоре дверей и паркета использовали «разноцветных заморских 12 сортов дерев» и перламутр.

Со времен Екатерины II шелковые обои неоднократно заменяли. В середине XIX века Лионский зал стал парадной гостиной на половине Марии Александровны, супруги Александра II. По ее воле архитектор Ипполит Монигетти внес кардинальные изменения в оформление помещения: ткань стала полностью покрывать стены. Также интерьер украсили новые предметы меблировки – гарнитур мебели (выполненный по эскизам Монигетти) и люстра из лазурита с декором золоченой бронзы и монограммой императрицы Марии Александровны. В 1866 году, к 25-летию со дня бракосочетания Александра II и Марии Александровны, стены обили новым лионским шёлком, теперь это была ткань цвета «золотой бутон», она затягивала стены от панелей до верхнего края карниза, использовалась в обивке мебели и в портьерах. Сочетание изысканных элементов отделки екатерининского времени, великолепного шелка и предметов XIX столетия сделали Лионскую гостиную одним из самых запоминающихся залов эпохи историзма.

В таком виде Лионский зал, запечатленный в 1878 году на акварели Луиджи Премацци, просуществовал до 1941 года.

Декоративная отделка интерьера была уничтожена в годы войны. Поскольку от убранства зала сохранилось 25 предметов уникального мебельного ансамбля, выполненных с использованием лазурита, образцы шелка, а также дворцовые описи, архивные документы и фотографии, было принято решение воссоздавать отделку интерьера на время Александра II. В 2005 году удалось сделать первый шаг к возрождению интерьера – восстановить объемно-пространственное решение Лионского зала. Проект его реставрации подготовил в 1983 году тогдашний главный архитектор музея Александр Кедринский (1917-2003); корректировку проекта произвели в 2006-2007 годах.

Восстановление всего декора Лионского зала – чрезвычайно дорогостоящая и трудоемкая задача, поэтому работы велись поэтапно. При поддержке меценатов (Благотворительный фонд «Транссоюз») восстановлены лазуритовые порталы, обрамляющие три двери зала.

В 2018 году, благодаря финансовой поддержке ПАО «Газпром» и Фонда ENGIE, начался новый большой этап работ. «Газпром» выделил средства на воссоздание живописи плафона (в том числе разработку эскизов и картонов для живописных вставок; создание живописных композиций и лепного декора с позолотой на потолке и карнизе) и наборных мозаичных панелей из лазурита с золоченым бронзовым декором, а также на монтаж обивки стен и изготовление портьер из лионского шёлка, басонных изделий (кисти, тесьма) по историческим образцам.

Средства на производство шёлка выделил корпоративный фонд ENGIE. К счастью, в музее сохранились иконографические материалы (дворцовые описи, фотографии, автохромы, акварель, образцы шелка), а в Лионе – архивы ткацкой мануфактуры «Лами и Жиро», которая в 1860-х годах выполняла заказ русского императорского Двора. В коллекции преемницы этого предприятия – лионской мануфактуры Прелль – сохранились книги заказов XIX века. Было принято исторически обоснованное решение – доверить восстановление шёлковой отделки Лионского зала французским мастерам мануфактуры Прелль. В соответствии с разработанным музеем проектом воссоздания обивки стен, ткани на мебель и портьеры современные специалисты изготовили 320 метров ткани «золотой бутон» (“Lampasbouton d’or Louis XVI”). Таким образом, шелк виртуозной работы, созданный французскими мастерами, вновь стал главным декоративным элементом зала.

Работы с лазуритом и живописью выполняла Царскосельская янтарная мастерская, специалисты которой восстанавливали Янтарную комнату, возрождали Агатовые комнаты и церковь Воскресения Христова Екатерининского дворца; работы с шелком – специалисты компании «Альпина».

Информация о меценатах, оказавших поддержку в восстановлении интерьера:

ПАО «Газпром»  глобальная энергетическая компания.

ПАО «Газпром» — глобальная энергетическая компания. Основные направления деятельности — геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа (в том числе в виде моторного топлива), газового конденсата и нефти, а также производство и сбыт тепло- и электроэнергии.

«Газпром» располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа и является лидером по его добыче. Поставляет газ потребителям в России и более чем в 30 стран, является крупнейшим экспортером газа в Европу. Входит в число ведущих производителей нефти в России, занимает первое место в России по выработке тепловой энергии и электроэнергии компаниями тепловой генерации.

Большое внимание «Газпром» уделяет социальным проектам в области науки, образования, спорта, культуры и искусства. Традиционно совместно с компаниями-партнерами «Газпром» поддерживает просветительские, музыкальные, культурно-выставочные проекты в России и за рубежом.

Фонд ENGIE был создан более 25 лет назад для выполнения общественных, социальных и экологических обязательств компании ENGIE и ее сотрудников во Франции и за ее пределами. За время своего существования Фонд уже поддержал или поддерживает в настоящее время более 1000 проектов в 25 странах в таких областях, как образование, спорт, культура и сохранение культурно-исторического наследия.

ENGIE – международная компания в сфере энергетики и услуг, основные направления деятельности: производство электроэнергии на базе источников с низким содержанием углерода, таких, как природный газ и возобновляемые виды энергии; энергетические инфраструктуры; решения для клиентов. Движимая стремлением внести вклад в гармоничное развитие и прогресс, ENGIE принимает международные вызовы, такие, как борьба с потеплением климата, доступ к энергоносителям для всех, задачи в области транспорта, и предлагает частным клиентам, предприятиям и территориальным образованиям решения, касающиеся производства энергии или услуг, принимающие во внимание как индивидуальные интересы, так и коллективные цели. Предложения компании, основанные на низком потреблении углерода, высокотехничные и долгосрочные, опираются на цифровые технологии. Поставленные компанией задачи ежедневно решают 150 000 сотрудников, работающих в 70 странах. Стратегическому партнерству между ПАО «Газпром» и ENGIE более 40 лет.

 

Прикреплённые файлы