Перейти к основному содержанию

Гравюры помогут в воссоздании комнат Екатерины II

09.11.2021

Сотрудники Национального института истории искусств (INHA, Франция) предоставили музею-заповеднику «Царское Село» иконографические материалы для воссоздания личных апартаментов Eкатерины II в Зубовском флигеле Екатерининского дворца. Это оцифрованные альбомы раскрашенных гравюр, передающие цвет росписей римских древностей.

В ответ на запрос о предоставлении этих материалов музей сразу получил оцифрованные альбомы и право их использования. Данный материал окажет неоценимую помощь в процессе воссоздания исторических интерьеров. 

В июне 1781 году Екатерина II писала барону Фридриху Мельхиору Гримму, что у нее будут комнаты, отделанные в стиле «чистаго Рафаэлизма». Императрица хотела завершить отделку к 1783 году – празднованию 300-летия Рафаэля Санти (1483–1520). В октябре того года была завершена отделка Опочивальни, Туалетной (Уборной), «голубого с золотом» (Синего кабинета), Фольгяной (впоследствии Серебряного кабинета), «с эстампами» (Рафаэлевской). Над созданием проектов и эскизов для покоев Екатерины II работали придворные архитекторы Чарльз Камерон и, позднее – Джакомо Кваренги. Нередко в изменении проектов убранства принимала участие сама императрица. 

– Воссоздание покоев Екатерины II связано с тщательным исследованием архивных данных и поиском необходимых иконографических материалов, которые дополняют имеющиеся сведения и позволяют корректировать в процессе работ проектную документацию, подготовленную еще в 1980-х годах. В нашем распоряжении акварели Эдуарда Гау и Луиджи Премацци, автохромы Андрея Зееста, фиксирующие сохранившиеся с екатерининских времен детали отделки и привнесенные позднее элементы убранства, а также довоенные зарисовки и фотографии – говорит заместитель директора по научной работе ГМЗ «Царское Село» Ираида Ботт. 

При воссоздании реставраторы используют и сохранившиеся фрагменты декора из папье-маше, басмы, стекла, фарфора, золоченой бронзы, которые хранятся в фондах музея. Сложность заключается в том, что существующий иконографический материал не дает полного представления о цветовом решении покоев Екатерины II.

Недавно сотрудники Научного отдела обнаружили графические источники, позволяющие уточнить конфигурацию и цвет деталей убранства царскосельских интерьеров – книги из Библиотеки Национального института истории искусств (INHA, Франция). В частности, сборник таблиц «Коллекция самых достопримечательных и ярких образцов древней живописи, потолков и других украшений: раскрашена и расцвечена с великих подлинников, ныне хранящихся во дворцах римских императоров» (1773). Это уникальное издание – воспроизведение гравюр Пьетро Санти Бартолли (1635–1700), которые были известны архитектору Камерону. По мнению специалистов, печатные листы альбома были раскрашены самим архитектором в 1773 году. 

Эти же композиции (без росписи) были опубликованы в книге Камерона «Термы римлян, их описание и изображение вместе с исправленными и дополненными реставрациями Палладио, чему предпосылается вводное предисловие, указывающее на природу настоящего труда, а также рассуждение о состоянии искусства на протяжении различных периодов Римской империи» (Лондон, 1775). Экземпляр книги Камерона тоже представлен в собрании библиотеки Национального института истории искусств (как и предыдущий альбом – коллекция Жака Дюссе).

Характерное для последней трети XVIII века восприятие, изучение и использование аналогов для создания на их основе собственных произведений отражено в изречении французского философа и публициста Вольтера: «Хорошее подражание – самая безупречная оригинальность».

– Для нас очень важна возможность сопоставления колористического решения проектов Камерона с графическими листами из альбома, на которых показан принцип цветового решения плафонов известных римских памятников древности – виллы Адриана, Нерона, терм Тита и других. Кроме того, гравюры позволили выявить аналоги сюжетных и орнаментальных композиций, включенных придворным архитектором в декор комнат Екатерины II. Это очень ценно, поскольку некоторые из декоративных элементов почти не просматриваются на довоенных фотографиях, – говорит Ираида Ботт.

Напомним, что масштабный реставрационный проект «Екатерина II. Личное пространство» предусматривает восстановление личных комнат императрицы в Зубовском флигеле Екатерининского дворца и реализуется при поддержке компании «Газпром».