Перейти к основному содержанию
29.12.2021

Сегодня, в день рождения императрицы Елизаветы Петровны, в Янтарной комнате начала работать небольшая выставка; она продлится до 28 февраля. Посетители Екатерининского дворца увидят янтарные шедевры елизаветинского времени из фондов музея. Возможно, некоторые из них императрица держала в руках.

29 декабря (18 декабря по старому стилю) исполняется 312 лет со дня рождения Елизаветы Петровны. С ее именем связано строительство великолепного дворца в Царском Селе, в котором архитектор Франческо Растрелли создал Янтарную комнату.

Не менее значима царскосельская янтарная коллекция, сложившаяся из дипломатических даров российским императорам. Собрание художественного янтаря нашего музея (в нем около 400 предметов) – одно из самых крупных в Европе и самое значительное в России. 

Основная часть исторического собрания изделий из солнечного камня поступила в Царское Село из кладовых Камерцалмейстерской части в Летнем саду в 1765 году по указу Екатерины II. В этом собрании находились произведения, которые, предположительно, относились к числу личных вещей ее предшественницы, императрицы Елизаветы Петровны. В их числе мог быть чернильный прибор, выполненный в Кёнигсберге около 1725–1728 годов и подаренный еще императору Петру II или императрице Анне Иоанновне.

Среди предметов, принадлежавших хозяйке царскосельского дворца, – роскошно оформленная доска для игры в «мельницу», шахматы и трик-трак (короткие нарды) первой трети XVII века. В комплект входит набор из 26 (первоначально 36) костяных фишек. По мнению специалистов, это одна из работ кёнигсбергского резчика по янтарю Георга Шрайбера – прославленного «мастера королевских шахмат» и изящных бескаркасных ларцов. Доски для настольных игр в конце XVI‒XVII веках были распространенными предметами светского назначения. Подобные изделия принадлежали исключительно королевским особам и представителям высшей аристократии. Возможно, именно эта доска упоминается в 1750 году среди «комнатных Ее Императорского величества янтарных мелких штук», присланных для реставрации янтарных дел мастеру Александру Мартелли от Придворной конторы (Царскосельская янтарная мастерская была создана в 1758 году).

Среди предметов, которые держала в руках императрица Елизавета Петровна, могла быть и коробочка с изображением влюбленной пары в окружении амуров на крышке, на внутренней стороне которой – обнаженная женская фигура со стрелой в руке, лежащая под балдахином; корпус с наружной стороны декорирован рельефной резьбой в виде растительного орнамента и четырьмя масками баранов. Из-за отсутствия документов чрезвычайно трудно определить авторство подобных предметов, однако по стилистическим признакам коробочка может быть отнесена к работам данцигских мастеров 1690-х годов.

Настольное украшение «Аллегория Милосердия» из цельного куска янтаря неправильной природной формы выполнил в 1695–1700 годах мастер Иоганн Каспар Лабхарт – он работал в Касселе и создал много подобных украшений.

Медальон из светлого непрозрачного янтаря с рельефным изображением Елизаветы Петровны в малой короне и царском облачении передан в Царское Село в 1819 году из Главного штаба Санкт-Петербурга. Изготовление в янтаре медальонов с портретами коронованных особ было распространено в Пруссии, в России подобные произведения были очень редки. Медальон, вероятно, выполнил Иоганн Роггенбук – резчик по янтарю, сын выдающегося кёнигсбергского мастера янтарного дела Фридриха Роггенбука, который с 1758 года возглавлял работы по созданию янтарных изделий в мастерской Царского Села. После его смерти (предположительно в 1771 году) Иоганн Роггенбук был хранителем Янтарной комнаты, занимался изготовлением и реставрацией янтарных панно и предметов из этого материала.