Перейти к основному содержанию

Е. В. Борзова, хранитель музейных предметов,
содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни

История столового серебра насчитывает несколько столетий. Еще в эпоху Средневековья знатные семьи отдавали предпочтение посуде именно из этого материала, веря в его лечебные свойства. Основоположником многих традиций по сей день является Великобритания. В 1363 г. король Эдуард I издал декрет об обязательной маркировке драгоценных изделий: наряду с пробой ставилось клеймо фирмы-изготовителя [19, с. 23]. С этого момента растет узнаваемость фабрик среди покупателей и их ответственность за качество продукции.

В России столовое серебро приобрело популярность в эпоху Петра I. Он ввел в моду сервировку стола по европейскому образцу, что потребовало изменения всех аспектов этикета. На протяжении XVIII в. и начала XIX в. основными поставщиками изделий для российской аристократии были либо европейские компании («Eley and Fearn», «The Globe Works», «Garrards»), либо иностранцы, открывшие в Санкт-Петербурге производство по западным стандартам («Никольс и Плинке»).

1830-е гг. являются переломным моментом в истории отечественного промышленного серебра. Возникают и развиваются ювелирные предприятия, основанные российскими подданными, которые используют новаторские технологии и открывают новые имена мастеров. Одним из таких лидеров отрасли являлась фирма «Сазиков».

Первые упоминания о ней относятся к 1804 г. Фёдор Ермолаевич и его сын Павел Федорович Сазиковы изготавливали и продавали различные серебряные изделия [3, с. 18]. Однако настоящего расцвета фирма достигает под управлением представителя третьего поколения семьи — Игнатия Павловича Сазикова. Возглавив предприятие, он реформировал многие аспекты производства. Повзрослев, к нему в качестве помощника и советника присоединился сын — Павел Игнатьевич Сазиков, разделявший современный подход отца к ведению дел.

В первую очередь это коснулось технологий. Фабрикант совершил поездку в Европу, где смог лично ознакомиться с основанными на принципе разделения труда процессами изготовления изделий из серебра и приобрести современное оборудование [12, с. 162]. Это позволяло создавать изящные произведения с тонкой гравировкой и мелкими деталями. Если в Российской империи к столовым предметам относились в первую очередь как к утилитарным, необходимым в быту, то в Великобритании или Франции мастера откликались на художественные запросы общества. Эволюцию европейских стилистических течений можно проследить и в серебряных сервизах, образцах декоративно-прикладного искусства.

Однако будет ошибкой утверждать, что «Сазиков» сразу воспринял европейский подход к декору сервизов. В 1838 г. московский купец первой гильдии И. П. Сазиков стал именоваться придворным фабрикантом. Основанием для такого решения стала малая золотая медаль, полученная фирмой на Всероссийской промышленной выставке 1835 г. в Москве за серебряный оклад для престола в алтаре [9, с. 2]. То есть изначально производство было ориентировано на предметы религиозного толка (потиры, звездицы, кресты), а их образность строго регламентирована канонами. Впервые «столовую и чайную посуду и т. п. вещи» [5, с. 110] фабрика представила на следующей промышленной выставке, проходившей в 1839 г. в Санкт-Петербурге. Именно этот момент становится поворотным в истории фирмы: поступают многочисленные заказы от столичной знати, с мастерскими начинают сотрудничать известные художники.

Тем не менее для многих Сазиковы оставались лишь купцами, предлагающими пусть качественные, но образцы ремесла, не искусства. Царский двор по-прежнему отдавал предпочтение европейским сервизам. Так, в «Выписках из камер-фурьерских журналов о празднествах по случаю коронации, переданных графу Сологубу и полковнику Лебедеву» [6, л. 7] отмечено: «Императорский стол сервирован был лондонским золоченым украшением с живыми букетами цветов. Прочие столы — лондонским серебряным украшением с букетами цветов. Всего для украшения столов употреблено разной посуды серебряной 800 пудов; золотой до 18 пудов». Описывается сервировка высочайшего обеда для всех послов в Георгиевском зале, состоявшегося 6 августа 1856 г. Для торжественного приема иностранных гостей были выбраны европейские предметы сервировки, а не отечественные, что в качестве тонкой презентации достижений российской промышленности представлялось бы более логичным.

На недостаточный художественный уровень современных изделий указывает и директор Императорского Эрмитажа А. А. Васильчиков в своем рапорте Его сиятельству господину министру императорского двора № 258 от 10.10.1881 по итогам осмотра серебряных кладовых и Николаевского зала: «…великолепные серебряные выпуклые блюда, а также стопы и кубки отличной английской, немецкой и итальянской работы XVI–XVIII вв. Блюда эти расставлены на больших горах по сторонам Николаевской залы вперемежку с весьма эффектными блюдами новейшего времени, представляющими одну только ценность металла» [11, л. 3]. То есть как таковые столовые предметы могли быть признаны произведениями искусства, но мастера того времени с точки зрения авторитетных современников подобными не являлись.

Вопреки устоявшемуся мнению [16, с. 307] П. И. Сазиков получил звание неклассного художника Императорской академии художеств по скульптуре только со второй попытки. Как следует из выписки Журнала Совета ИАХ от 22 марта 1845 г., первоначальное задание заключалось в облачении «в серебро художественным образом имеющиеся в Императорской Академии Художеств яшмовые церковные сосуды: потир и дискос. И вместе с тем сделать для единообразия приличные к сим сосудам звезду на дискос и лжицу» [1, л. 6]. Выполненные работы были представлены на рассмотрение Совета ИАХ, который в письме № 1552 от 23 ноября 1849 г. уведомил Сазикова, что «звание художника по сим работам Совет Академии не присудил Вам на основании правил и порядка, узаконенных для производства в назначенное звание» [1, л. 10], но готов оплатить стоимость использованного мастером материала. Однако предметы вызвали одобрение профессора скульптуры И. П. Витали и президента ИАХ герцога Максимилиана Лейхтенбергского, что привело к пересмотру решения. К Совету ИАХ 13 сентября 1850 г., на котором П. И. Сазикову присудили звание неклассного художника, он также выполнил голову Христа Спасителя [1, л. 12]. Эта ситуация еще раз подтверждает, что не все представители художественного сообщества относились к вещам фабрики как к заслуживающим внимания, что не мешало российской аристократии делать у «Сазикова» большие заказы.

Так поступала и семья Нарышкиных, чей клад был обнаружен в 2012 г. в их особняке в Санкт-Петербурге, а котором находились предметы из трех сервизов, изготовленные фирмой «Сазиков». Парадный столовый является одним из наиболее интересных объектов с точки зрения эстетических характеристик своего времени. Опираясь на пробирные клейма, его можно датировать 1860–1880-ми гг., то есть временем наибольшей популярности фабрики. Предположительно сервиз был заказан Василием Львовичем Нарышкиным, который в это же время приобрел дом на Сергиевской улице, где после перепланировки поселился с молодой супругой Тебро Павловной Орбелиани.

В 1863 г. создан самовар, являющийся примером выставочного образца. В верхней части тулова по кругу вырезана надпись: «Придворная фабрика Сазиковъ, самовар серебряной работы». Данная модель с рельефным растительным и геометрическим орнаментом и декоративными заклепками показывала стилизацию русских мотивов в промышленном серебре. Самовар был представлен на V Московской выставке русских мануфактурных произведений 1865 г. в составе сервиза «в русском вкусе» [7, с. 84]. Именно за него фабрикант был удостоен большой золотой медали с формулировкой «за соединение в произведениях художественности с изящно-отчетливым выполнением всех работ» и за то, что «первый старался дать своим произведениям характер более подходящий к национальному» [8, с. 225]. Данное пояснение является одним из ключевых для понимания стиля в отечественном искусстве второй половины XIX в.

«Русский вкус» занимал особое место среди остальных течений историзма. С одной стороны, он призван укрепить национальное самосознание граждан, способствовать патриотическому подъему, но с другой — не должен был слепо копировать традиции прошлого, а переосмыслять их в соответствии с запросами времени. Настоящее произведение, исполненное в данном стиле, отвечало критерию художественности. Этим объясняется успех предметов «Сазикова» среди европейской публики: они ценили не только приметы российской экзотики (тромплёй в виде лаптей, одежду крестьян в настольных украшениях), но и мастерство исполнения (сбалансированность композиции, чеканку мелких деталей, деликатную работу с мягким материалом — серебром).

Именно эти характеристики покорили посетителей выставки в Лондоне в 1851 г., на которой фабрика Сазикова была удостоена Большой золотой медали первого достоинства за настольное украшение-канделябр, украшенное скульптурной группой «Дмитрий Донской на Куликовом поле» [10]. Данное произведение — редкий пример вещей фабрики, авторство которого документально установлено. Его создали скульпторы И. Витали и П. Клодт при участии Ф. Солнцева, следившего за исторической достоверностью деталей [16, с. 308]. Большинство частных заказов фирмы, на сегодняшний день являются безымянными. Отчасти это можно объяснить отсутствием сохранившихся архивных документов, касающихся ежедневной работы организации (счетов на оплату, циркуляров, договоров). Скорее всего, они были уничтожены в 1917 г. при национализации правопреемников «Сазикова» — фирмы И. П. Хлебникова. Однако на столь досадное обстоятельство указывали и современники автора. М. Я. Киттары в своей рецензии на промышленную выставку 1861 г. отмечал, что владельцы фабрики сознательно не обозначают имена авторов рисунков и моделей изделий из-за конкуренции производителей: мастера могли начать сотрудничать с другими торговыми предприятиями [15, с. 26].

Поэтому до сих пор не установлен автор большого сервиза из собрания Нарышкиных несмотря на то, что основная часть предметов комплекта не была выполнена по индивидуальному заказу В. Л. Нарышкина и представлена в прейскурантах производителя. Так, в каталоге 1860 г. можно найти «чаши для жжёнки, золоч. внут. за шт. 400–600 р. с.» [17, с. 14]. При этом фабрика готова за дополнительную плату осуществить гравировку вензелей по указанию заказчика. Можно предположить, что именно так и поступили Нарышкины в 1870-е гг. Существуют аналоги данного набора, полностью идентичные по форме, но без фамильного герба. На торгах «Important Russian Fine Art & Antiques» («Значимого русского искусства и антиквариата») аукционного дома «Shapiro» в марте 2023 г. был продан комплект для жжёнки, подаренный капитану Джозефу Виггинсу Императорским Русским Морским Министерством в 1894 г. [14] Виггинс — мореплаватель, стоявший у истоков освоения Северного морского пути.

Выбор набора «Сазикова» в качестве презента весьма показателен. Хотя изделия «в русском вкусе» пользовались несомненным спросом у отечественной аристократии, за границей они не смогли стать столь же популярными. Несмотря на выставочный успех в Европе (за Лондоном в 1851 г. последовал Париж 1867 г., где И. П. Сазиков первым из русских ювелиров был награжден орденом Почетного легиона [16, с. 312]), продукция фирмы была интересна в качестве произведений искусства, но — не предметов быта. В этом заключается главное отличие в рецепции русского стиля на родине, в Российской империи, и за границей — потенциальном рынке сбыта. «Сазиков» смог удовлетворить потребность петербургской знати (к каковым относится и семья Нарышкиных) в их стремлении к роскоши и моде во всем, даже сугубо повседневных вещах (столовых сервизов и приборов). Для иностранной публики это было чрезмерно, слишком нарядно и празднично. Даже для торжественных приемов использовалась более сдержанная посуда фирм «Garrards», «Mortimer & Hunt», «Saunders & Shepherd» [20, с. 15]. Эти производители также работали в направлении историзма, обращаясь к художественным особенностям XVI–XVII вв., но рокайльные завитки или орнаментальные мотивы всегда являются акцентом композиции при общей лаконичности формы. Вещи «Сазикова» расценивались как достойные восхищения образцы художественного, не промышленного серебра. К тому же русский стиль был слишком экзотичен для повседневного использования. Лишь позже, на рубеже XIX–XX вв., когда он отойдет от реалистических образов и трансформируется в неорусский стиль, для которого характерна свободная интерпретация мотивов древнерусского искусства, выполненные отечественными производителями предметы столового серебра станут востребованы и у европейской публики. 

К сожалению, в каталогах-прейскурантах Сазикова нет указаний на стиль предлагаемых изделий. Это может свидетельствовать о сложившейся репутации фирмы в глазах потенциальных покупателей, которые уже прочно ассоциировали ее с «русским вкусом». Тем не менее художественные качества комплекта указывают на профессиональное мастерство и талант исполнителя.

Геометрический орнамент, вдохновленный узорами древнерусской архитектуры, сочетается с реалистическими фигурами в национальных одеждах. Большинство предметов сервиза дополнено пословицами и поговорками, шуточно обыгрывающими функциональное назначение предметов: на кофейнике — «Есть пиво пьём, а нет пива его ждём», на молочнике — «Есть молоко, да доставать далеко» и т. п. (ил. 1). При этом текст выполнен стилизованными буквами, что превращает их в дополнительный элемент декора, усложняющий композицию изделия. О том, что работы сделаны во второй половине XIX в. свидетельствует техника: чеканка и гравировка даже мелких фрагментов тонка и изящна. Это особенно заметно в парных канделябрах с многофигурными композициями в основании. Во время парадных трапез они также использовались в качестве сюрту-де-табль (настольного украшения, являющегося центром сервировки). 

Изучая следы бытования сервиза, можно сделать вывод о частоте его использования семьей Нарышкиных: зубцы на некоторых вилках изогнуты, гравировка на блюдах местами стерта, сторона одного из канделябров почернела от копоти. Это еще раз свидетельствует о том, что российская аристократия, отдавая должное художественному уровню изделий, в первую очередь рассматривала их как утилитарные предметы.

Сравнивая вещи из клада семьи Нарышкиных с аналогами, можно сделать вывод, что фирма «Сазиков» имела модель каждого столового предмета в русском стиле, которая дополнялась или дорабатывалась по пожеланию заказчика. Так, особую популярность приобрели подносные солонки, напоминавшие о древнерусском обычае встречи гостей «с хлебом-солью». Фабрика изготовила простой вариант в форме тронного кресла (таким пользовались Нарышкины) (ил. 2), но сохранились и более декорированные варианты: с гравировкой инициалов на откидной крышке и маленькой фигурой земледельца на спинке. Крестьянская тематика неслучайна. Считалось, что именно она является подлинно народной и воплощает национальный дух, что стало новацией своего времени. Если ранее при декорировании предметов прикладного искусства было принято обращаться к галантным сценам европейской жизни, то теперь, после ювелирных изделий «Сазикова», сформировалась новая тенденция — использовать незатейливые, но правдивые образы из жизни простого народа. Это можно считать основной характеристикой «русского стиля» второй половины XIX в., во многом продиктованной государственной политикой, ориентированной на традиционные ценности. Как отмечала критика, «…в изделиях г. Сазикова почти все русское: и идея, и рисунок, и модель, и, конечно, надо радоваться: этим путем у нас тоже развивается самобытная художественность» [15, с. 26] или «До сих пор все серебряные изделия, изготовлявшиеся в России, были подражанием заграничным образцам, в вещах г. Сазикова вымысел, рисунки, модели и само их исполнение принадлежит уму и трудам русских» [18, с. 7].

Впрочем, ошибочно думать, что фирма «Сазиков» создавала столовую посуду только «в русском вкусе». В составе клада семьи Нарышкиных есть предметы из созданного в то же время (1869 г.) чайного сервиза, декорированные монограммой «ВА» (?) — единственным украшением изделий. Вероятно, он предназначался для пользования только членами семьи и не выставлялся для гостей. Об этом также свидетельствует небольшой объем емкостей (чайника, сливочника, молочника). Выполненный из гладкого серебра с небольшими костяными перехватами на ручках изделий комплект относится к промышленному серебру, главное назначение которого — функциональное. Мастера фабрики «Сазиков» работали и в данной области, хотя это не было основной продукцией фирмы. По мнению владельцев производства, каждая вещь должна была удивлять потенциальных покупателей и рассматриваться в категориях визуального искусства.

Третий сервиз фирмы «Сазиков» из клада Нарышкиных — чайно-кофейный 1880-х гг. Он гораздо скромнее по декору большого парадного и, видимо, использовался для менее торжественных трапез. На вещах нет ни монограмм, ни герба рода семьи, что дает возможность предположить массовый характер производства сервиза. В частных собраниях существуют не точные аналоги набора, но схожие по художественному решению. Однако даже для таких изделий мастера фабрики использовали актуальный для своей эпохи декор. Хотя данный комплект нельзя полностью отнести к образцу русского стиля, его стилистические особенности скорее эклектичны.

Несмотря на обилие декора, сервиз не выглядит чрезмерным (ил. 3). Все предметы украшены рельефным орнаментом в виде каплевидных ниш с птицами и цветами, что придает композиции четкий ритм и структурность. Автор модели обращается к двум историческим эпохам: помимо древнерусского искусства, отчетливо заметно влияние рококо. Растительные узоры являются обобщенной стилизацией рокайльных завитков: они изящны, тонки и служат своеобразной рамкой для фигур орлов. И хотя стиль рококо был распространен в декоративно-прикладном искусстве России XVIII в., в первую очередь он является проявлением европейской эстетики. Тем неожиданней обращение к нему мастерами «Сазикова», особенно учитывая, что фабрика не представляла данное изделие на международных выставках того времени, где подобная стилистическая интерпретация могла бы иметь успех [4, с. 118].

Впрочем, главным композиционным акцентом каждого изделия сервиза является изображение орла. Одноглавый орел наряду с двуглавым до XV в. являлся символом государственной власти [2, с. 254]. Вероятно, поэтому в убранстве древнерусских храмов XII в. можно часто встретить подобный образ (например, Борисоглебский собор в Чернигове). «Сазиков» в точности переносит его на предметы сервиза, сохраняя схематичность формы. Данный комплект демонстрирует, как мастера второй половины XIX в. использовали отдельные элементы древнерусского искусства для создания предметов ДПИ.

Набор важен и для истории самого предприятия. 1880-е гг. — последнее десятилетие работы «Сазикова» перед продажей всех активов фирме И. П. Хлебникова [16, с. 314]. Управляемая тремя сыновьями И. П. Сазикова (Сергеем, Павлом, Валентином) фабрика не смогла выдержать конкуренцию с другими производителями столового серебра. Последнее значимое событие — участие во Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве 1882 г. Фирма ограничилась лишь стендом (а не павильоном, как многие другие организации) и показала нетипичные для себя изделия. Главной стала «ваза в стиле ренессанс с купидонами, которых восемь внизу и 6 на вазе, по три с каждой стороны, как бы составляя ручки последней» [13, с. 62]. Нельзя не отметить стилистическое сходство сервиза из клада семьи Нарышкиных с упомянутой вазой: те же мелкие дробные формы, легкие растительные орнаменты, тонкая стилизация. Несмотря на признание заслуг «Сазикова» в серебряном деле, настоящим успехом у публики пользовались монументальные, сложные по композиции изделия фабриканта А. М. Постникова и П. А. Овчинникова, продолжающие работать в подлинном «русском вкусе».

Русский стиль — значимое художественное явление в отечественном искусстве XIX в. Во многом его становлению способствовала государственная политика, характеризующаяся консерватизмом и поиском национальной идентичности в прошлом страны. Одним из лидеров по изготовлению столовых сервизов «в русском вкусе» была фирма «Сазиков». Три набора из клада семьи Нарышкиных показывают все грани творчества мастеров фабрики: от простого промышленного серебра до богато декорированного комплекта, являющегося настоящим произведением прикладного искусства. Во многом благодаря таланту скульпторов и художников фирмы утилитарные предметы обрели художественную форму. Сервизы также показывают эволюцию русского стиля: от прямого цитирования народных мотивов до их использования в качестве одного из элементов композиции, что помогает расширить представление о его характеристиках.

Литература

  1. Академия художеств Министерства императорского двора. Личные дела. Сазиков Павел Игнатьевич // РГИА. Ф. 789. Оп. 14 литера «С». Д. 22.
  2. Вагнер Г. К. Скульптура Древней Руси: XII в. М., 1969. —480 с.
  3. Волдаева В. Ю. Ювелирная фирма Сазиковых. К проблеме историзма в русском искусстве XIX века: автореф. дис. канд. искусствоведения. —Москва, 2009. — 26 с.
  4. Всемирная выставка. Русский отдел (1876; Филадельфия). Указатель Русского отдела Филадельфийской международной выставки 1876 года. — Санкт-Петербург, 1876. – [2], XII, 317 с.
  5. Всероссийская промышленная выставка (3; 1839; Петербург). Указатель Выставки российских мануфактурных изделий, бывшей в С.-Петербурге в 1839 году. — Санкт-Петербург, 1839. — [4], IV. — 286 с.
  6. Выписки из камер-фурьерских журналов о празднествах по случаю коронации, переданных графу Сологубу и полковнику Лебедеву // РГИА. Ф. 469. Оп. 1. Д. 332
  7. Выставка русских мануфактурных произведений (5; 1865; Москва). Указатель V Московской выставки русских мануфактурных произведений. 1865. — Москва : [б. и.], 1865. — 211 с.
  8. Выставка русских мануфактурных произведений (5; 1865; Москва). О Выставке мануфактурных произведений в Москве в 1865 году : [Обзор]. — Санкт-Петербург: тип. Ю. А. Бокрама, 1867. — [8], 263 с.
  9. Дело об именовании московского 1-й гильдии купеческого сына Игнатия Павлова Сазикова придворным фабрикантом // РГИА. Ф. 472. Оп. 2. Д. 1259.
  10.  Дело по просьбе почётного гражданина Сазикова относительно выбора сюжета для художественного произведения, которое он предполагает представить на Лондонскую выставку // РГИА. Ф. 472. Оп. 18, внутр. оп. 112/949. Д. 104.
  11.  Дело об осмотре серебряных кладовых и Николаевского зала Императорского Эрмитажа // Архив ГЭ. Ф. 1. Оп. 5. Д. 9/1881 г.
  12.  Донова К. В. Русское художественное серебро XVIII — начала XX века // Оружейная палата. Москва, 1964. С. 162–163.
  13.  Иллюстрированное описание Всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве 1882 г.: [альбом 179 рисунков и 16 портретов, исполненных лучшими художниками журнала «Всемирная иллюстрация», с подробным описанием выставлявшихся предметов всех групп…] — Иллюстрированное описание. Санкт-Петербург; Москва : Герман Гоппе, [1882]. — 256 с.
  14.  Каталог лотов Shapiro Auctions. URL: https://bid.shapiroauctions.com/lots/view/1-2QIGH1/an-impressive-28-piece-russian-gilt-silver-presentation-drinking-set-sazikov-st-petersburg-1874-1875 (дата обращения 10.11.2023).
  15.  Киттары М. Я. Обозрение Санкт-Петербургской выставки русской мануфактурной промышленности 1861 г. Санкт-Петербург, 1861. —330 с.
  16.  Кузнецова Л. К. Петербургские ювелиры XIX — начала ХХ века. Москва : Центрполиграф, 2017. —591 с.
  17.  Прейскурант серебряным и золотым вещам придворного фабриканта Игнатия Павловича Сазикова. Москва, 1860. —31 с.
  18.  Русский художественный листок. № 21. 1851. —36 с.
  19.  Спраклинг Хелен. Искусство столового этикета. Москва : Центрполиграф, 2005. — 250 с.
  20.  Ульянова Б. Л. Русское художественное серебро второй половины XIX — начала XX в. (Москва и Петербург). Москва, 1972.

Опубликовано: Месмахеровские чтения-2024.
Санкт-Петербург: СПБГХПА им. А. Л. Штиглица, 2024. С. 33–38.