Кленовая гостиная на половине императрицы Александры Федоровны в Александровском дворце – яркий образец русского модерна. Этот интерьер, так же как Парадный кабинет Николая II и детские комнаты на втором этаже, был создан на месте сооруженного по проекту Джакомо Кваренги двусветного Концертного зала, который долгое время не использовали по своему назначению.
Работы проводила фирма братьев Мельцеров в 1902–1904 годах. Стены тепло-розового цвета были украшены лепкой, изображавшей стволы и стебли роз, раскрывавшиеся у потолка листвой и цветами.
Роман Мельцер предложил оригинальное решение по устройству освещения гостиной: по периметру помещения, отделяя стены от потолочного плафона, проходил большой карниз, маскировавший около двухсот лампочек электрического освещения.
В гостиной устроили антресоль – она сообщалась с подобной антресолью в Парадном кабинете императора. Ее украшением было каминное зеркало в «стиле Тиффани» в металлической раме со вставками разноцветного стекла, составлявшими стилизованные розы.
Интерьер имел несколько уютных уголков, где императрица могла заниматься рукоделием, чтением и рисованием. Зачастую в этой гостиной играли или делали уроки дети, подавался пятичасовой чай.
Кленовую гостиную украшала горка-витрина со стенками и дверцей из зеркального стекла, в ней были выставлены пасхальные яйца работы Карла Фаберже из коллекции Александры Федоровны, а также итальянские вазы венецианского стекла.
Гостиную всегда украшали живые цветы: в кадках были расставлены теплолюбивые растения, срезанные цветы в вазах менялись в зависимости от сезона.
Отделка интерьера существенно пострадала в годы войны. В послевоенное время, в ходе приспособления дворца к новому назначению – музею А. С. Пушкина, некоторые сохранившиеся элементы отделки гостиной – части антресоли, лепка на стенах – были уничтожены как объекты, не представлявшие ценности.
Научные сотрудники, архитекторы-проектировщики и реставраторы провели большую и сложную работу по воссозданию лепной отделки уникального интерьера, резной антресоли и встроенной мебели из серого клена, вернув интерьеру его изначальный облик.
Лепной декор воссоздавался по сохранившимся фотографиям и редким аналогам – например, сохранившейся отделке в особняке Генриха Гильзе ван дер Пальса на Английском проспекте в Санкт-Петербурге, где использовался такой же декоративный прием.
Бесценная помощь появилась в Кленовой в процессе работы, когда в раскрывшемся проеме между двумя антресолями – из Кленовой в Парадный кабинет Николая II, был обнаружен небольшой фрагмент первоначальной отделки гостиной, давший ответ на вопросы об оттенке розового цвета и характере лепного рельефа с изображением роз.
К открытию экспозиции для посетителей планируется и восстановление системы освещения Кленовой гостиной.