Перейти к основному содержанию
25.11.2020

Кленовая гостиная на половине императрицы Александры Федоровны в Александровском дворце – яркий образец русского модерна. Этот интерьер, так же как Парадный кабинет Николая II и детские комнаты на втором этаже, был создан на месте сооруженного по проекту Джакомо Кваренги двусветного Концертного зала, который долгое время не использовали по своему назначению.

Работы проводила фирма братьев Мельцеров в 1902–1904 годах. Стены тепло-розового цвета были украшены лепкой, изображавшей стволы и стебли роз, раскрывавшиеся у потолка листвой и цветами.

Роман Мельцер предложил оригинальное решение по устройству освещения гостиной: по периметру помещения, отделяя стены от потолочного плафона, проходил большой карниз, маскировавший около двухсот лампочек электрического освещения.

В гостиной устроили антресоль – она сообщалась с подобной антресолью в Парадном кабинете императора. Ее украшением было каминное зеркало в «стиле Тиффани» в металлической раме со вставками разноцветного стекла, составлявшими стилизованные розы.

Интерьер имел несколько уютных уголков, где императрица могла заниматься рукоделием, чтением и рисованием. Зачастую в этой гостиной играли или делали уроки дети, подавался пятичасовой чай.

Кленовую гостиную украшала горка-витрина со стенками и дверцей из зеркального стекла, в ней были выставлены пасхальные яйца работы Карла Фаберже из коллекции Александры Федоровны, а также итальянские вазы венецианского стекла.

Гостиную всегда украшали живые цветы: в кадках были расставлены теплолюбивые растения, срезанные цветы в вазах менялись в зависимости от сезона.

Отделка интерьера существенно пострадала в годы войны. В послевоенное время, в ходе приспособления дворца к новому назначению – музею А. С. Пушкина, некоторые сохранившиеся элементы отделки гостиной – части антресоли, лепка на стенах – были уничтожены как объекты, не представлявшие ценности.

Научные сотрудники, архитекторы-проектировщики и реставраторы провели большую и сложную работу по воссозданию лепной отделки уникального интерьера, резной антресоли и встроенной мебели из серого клена, вернув интерьеру его изначальный облик.

Лепной декор воссоздавался по сохранившимся фотографиям и редким аналогам – например, сохранившейся отделке в особняке Генриха Гильзе ван дер Пальса на Английском проспекте в Санкт-Петербурге, где использовался такой же декоративный прием.

Бесценная помощь появилась в Кленовой в процессе работы, когда в раскрывшемся проеме между двумя антресолями – из Кленовой в Парадный кабинет Николая II, был обнаружен небольшой фрагмент первоначальной отделки гостиной, давший ответ на вопросы об оттенке розового цвета и характере лепного рельефа с изображением роз. 

К открытию экспозиции для посетителей планируется и восстановление системы освещения Кленовой гостиной.

Во время посещения данного сайта, ГМЗ "Царское Село" может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.