Перейти к основному содержанию

Из архива хранителя

Представляем вашему вниманию новую рубрику раздела «Наука» – «Из архива хранителя», целью которой является знакомство посетителей сайта с наиболее интересными находками, сделанными хранителями музея-заповедника «Царское Село».

В царскосельских музеях находятся обширные коллекции, значительная часть которых представлена предметами, происходящими из исторического собрания императорской резиденции. Каждый из подобных предметов, будь то парадный портрет или скромный карандашный набросок, роскошный мебельный гарнитур, украшавший один из залов, или небольшой рабочий столик из личных покоев хозяев дворца – все имеют свою историю.

Далеко не всегда история приобретения и бытования дворцового предмета лежит на поверхности. Часто хранителям приходится проводить многие месяцы, и даже годы, в архивах и библиотеках, чтобы обнаружить имя мастера, заказчика или дарителя. Время от времени наградой за кропотливый труд оказывается архивный документ, представляющий довольно скромный и давно знакомый хранителю музейный экспонат в новом свете.

Такая встреча, казалось бы, сухого, целиком принадлежащего области прошлого архивного документа и предмета из исторической коллекции, пережившего тяжелые времена, но дошедшего до нас осязаемым и зримым, позволяет нам лучше понять то, что происходило в Царском Селе и вокруг него задолго до наших дней. Когда мы смотрим на предметы, с историей которых нас познакомили музейные хранители, перед нами предстают судьбы живших и работавших здесь когда-то людей, иногда истории целых поколений. Мы лучше чувствуем и понимаем, что ими руководило, к чему они стремились. Мы больше узнаем о вкусах, интересах, а иногда и слабостях хозяев Царского Села, заново, порой, по-новому прочитывая нашу историю.

Последние публикации

  • НАСТОЯТЕЛЬ ЦАРСКОСЕЛЬСКОЙ ПРИДВОРНОЙ ЦЕРКВИ ПРОТОИЕРЕЙ ИОАНН СПИРИДОНОВИЧ ЦВИНЕВ (1823–1903)

    Жизнь и церковное служение протоиерея Иоанна Спиридоновича Цвинева (1823–1903), настоятеля придворных храмов Гатчины, Петергофа и Царского Села, до сих пор не были освещены в отечественной исторической науке. При этом служение его пришлось на времена, ознаменованные крупнейшими общественными преобразованиями царствования императора Александра II, и последующие царствования. Поэтому будет небезынтересно обратить внимание на пятидесятилений срок пастырского служения отца Иоанна в придворном церковном клире.
  • ПОДАРОК ДЛЯ ЦЕСАРЕВИЧА

    ПОДАРОК ДЛЯ ЦЕСАРЕВИЧА
    Среди собрания экипажей Российского императорского двора особенное место занимает красочная упряжь для ослика, изготовленная в Палермо (о. Сицилия) для цесаревича Алексея. Она не относится к роскошным предметам придворного церемониала или элегантным средствам передвижения высокопоставленных владельцев. Этот образец народного творчества с далекого средиземноморского острова интересен не только своим диковинным обликом, но и тем, что история его появления в России связана с заключением одного политического союза.
  • Леди Мери Фокс. Загадочная история портрета

    В фонде графики музея-заповедника «Царское Село» с незапамятных времен хранится миниатюрный портрет на слоновой кости молодой дамы с двумя косами, с крупными жемчужинами в ушах и диадемой в рыжеватых волосах. Имя автора до сих пор оставалось неизвестным. Об имени прекрасной дамы сообщает краткий текст на тыльной стороне костяной пластины: «Lady Mary Fox afterwards Lady Holland» (Леди Мери Фокс в последующем Леди Холланд).
  • ПРИДВОРНАЯ КАРЬЕРА ПРОТОИЕРЕЯ ГАВРИИЛА ОДОЕВСКОГО (1786–1867)

    История церкви Воскресения Христова в Большом (Екатерининском) дворце Царского Села и приписанной к ней с 1846 г. придворной Знаменской церкви неоднократно описывалась в трудах исследователей в XIX–XXI вв. Однако персоналии царскосельских священно- и церковнослужителей и история приходского причта редко становились предметом отдельного исследования в отечественной историографии. Так, практически не освещена история жизни и долгого служения настоятеля Царскосельской придворной церкви в 1837–1858 гг. протоиерея Гавриила Михайловича Одоевского (1786–1867).
  • Руины на бумаге: начало возрождения

    75 лет назад отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Знаменитые царскосельские ансамбли лежали в руинах. Сразу после освобождения жители невероятными усилиями начали возвращать из небытия прекрасный город Пушкин. Сегодня Екатерининский и Александровский дворцы, окружающие их великолепные парки и павильоны восстановлены и вновь восхищают посетителей. Современники, любуясь окружающей красотой, постепенно начинают забывать о подвиге тех, кто начинал по крупицам возрождать ансамбль.