Перейти к основному содержанию
26.06.2021

26 июня 1899 года на свет появилась великая княжна Мария Николаевна – третья дочь императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны. 

Малышка родилась здоровой и крепкой, не уступая в этом старшим детям, и была названа в честь бабушки – императрицы Марии Фёдоровны, которая стала ее крестной матерью.

С раннего детства все окружающие отмечали добродушие, сердечность, ровный веселый характер и приветливость Марии. Одни ее сравнивали с ангелом на одном из готических соборов Европы, другие – с ангелами Боттичелли. С тех пор домашние так ее и называли  «наш ангелочек».

Когда Мария подросла, многие отмечали, что эта юная девушка ростом и силой пошла в дедушку – императора Александра III. Преподаватель английского языка Чарльз Сидней Гиббс рассказывал, что в восемнадцать лет она была удивительно сильна и иногда ради шутки легко поднимала его от пола. 

Мария, по характеру сострадательная и миролюбивая, старалась всех всегда мирить. У нее был талант к рисованию, она хорошо делала наброски, причем левой рукой, а вот интереса к школьным занятиям не проявляла.

Эта девочка была в полном подчинении своей восторженной и энергичной младшей сестры – Анастасии. Марию и Анастасию называли «маленькой парой» в противовес «большой паре» – Татьяне и Ольге. Среди младших детей царской семьи Мария являлась самой взрослой, поэтому со временем, когда императрице приходилось уезжать вместе со старшими дочерьми, на нее возлагалась обязанность присматривать за Анастасией и Алексеем. Больше всего она любила возиться и нянчиться с детьми. 

Фрейлина императрицы Софья Яковлевна Офросимова писала о Марии с восторгом: «Ее смело можно назвать русской красавицей. Высокая, полная, с соболиными бровями, с ярким румянцем на открытом русском лице, она особенно мила русскому сердцу. Смотришь на нее и невольно представляешь ее одетой в русский боярский сарафан; вокруг ее рук чудятся белоснежные кисейные рукава, на высоко вздымающейся груди – самоцветные камни, а над высоким белым челом – кокошник с самотканым жемчугом. Ее глаза освещают все лицо особенным, лучистым блеском; они… по временам кажутся черными, длинные ресницы бросают тень на яркий румянец ее нежных щек. Она весела и жива, но еще не проснулась для жизни; в ней, верно, таятся необъятные силы настоящей русской женщины». 

Этим силам не суждено было раскрыться в полной мере. 14 июня 1918 года Мария отметила в доме Ипатьева свой последний, девятнадцатый, день рождения.