Музей-заповедник «Царское Село» получил в дар ценную коллекцию фарфора середины XIХ – первой половины ХХ века. 63 предмета передала музею семья Зверевых из Санкт-Петербурга. Это значительная часть семейной коллекции, которая формировалась на протяжении десятилетий. Датский, русский и английский фарфор, лучшие образцы анималистической пластики, вазы с изображениями шведских шедевров архитектуры и датских пейзажей вошли в музейное собрание.
– Это настоящее музейное счастье – получить в дар такую коллекцию в год открытия после долгой реставрации первых интерьеров Александровского дворца. Основную часть этих предметов мы будем экспонировать в личных комнатах Николая II и Александры Федоровны. При их жизни там находилось большое собрание фарфора эпохи модерна. Катаклизмы прошлого века не пощадили эту коллекцию, и сегодня мы продолжаем восполнять утраченное, – говорит заместитель директора музея по научной работе Ираида Ботт.
– Моя семья давно дружит с музеем-заповедником «Царское Село», мы с восхищением следим за его успехами в огромной работе по восполнению утраченного во время постреволюционных распродаж и Великой Отечественной войны. И это большая честь, что музей такого уровня принимает нашу коллекцию в свое собрание. Для нас важно, что передаем предметы в руки людей, которые относятся к ним с особым трепетом. Мы очень рады, что наши вещи украсят интерьеры Александровского дворца, которые сейчас такими колоссальными усилиями восстанавливаются, – говорит даритель, историк искусства Владислав Зверев.
Большая часть подаренных предметов – произведения датского фарфора, выполненные на Королевской фарфоровой мануфактуре и заводе «Бинг и Грендаль» в Копенгагене. В первую очередь, это выразительная анималистическая пластика: с характерными для неё формами с плавными линиями и сложной техникой подглазурной росписи в приглушенных тонах. В числе авторов моделей – Арнольд Крог, Христиан Томсен, Петер Херольд. Среди фигур – скульптурная композиция «Белый медведь с тюленем», выполненная на датской Королевской мануфактуре в 1923–1935-х по модели 1909 года. Она реалистично передает мощь борющихся полярных животных. Автор модели – Кнуд Кун – создавал превосходные живописные работы с изображением животных, модели анималистической пластики из фарфора.
Шкатулка с фигурой обезьяны выполнена по модели известного датского скульптора-фарфориста Христина Томсена. С 1889 по 1921 годы этот мастер работал на датской Королевской фарфоровой мануфактуре в Копенгагене. Он – автор большого количества моделей скульптуры животных и птиц, жанровых сцен. Шкатулка с обезьяной – единственная из известных экземпляров этого фарфорового произведения, где сохранилась нижняя часть.
В числе произведений завода «Бинг и Грендаль» – фигурка кролика, выполненная скульптором-художником Енсом Петером Даль-Енсеном. В 1897 по 1917 год он работал на Копенгагенской фарфоровой мануфактуре и создавал разнообразные модели животных.
Часть подаренных предметов пополнит музейную коллекцию датских ваз. Среди наиболее интересных – сосуд цилиндрической формы с изображением синих маков датской Королевской фарфоровой мануфактуры. Автор – художница Дженни Мейер – в 1892–1927 годы работала на мануфактуре. Благодаря особой маркировке эту вазу-уникат (роспись выполнена в единственном экземпляре) можно датировать сентябрем 1902 года.
На заводе «Бинг и Грендаль» также произведены вазочки в форме горшка с цветочной росписью. Один из предметов этой серии создала Ингеборг Нильсен, которая работала на Королевской мануфактуре в Копенгагене в 1900–1911 годы. На дне сосуда – литеры NJ – зашифрованная подпись автора.
Пять ваз с изображением замков и дворцов Швеции выполнены на заводе «Рерстранд» в начале ХХ века. На овоидных туловах представлены замки Грипсхольм, Торуп, замок в Боргхольме, дворец Тулльгарн и Кальмарский замок. Авторы росписей – Нильс Эмиль Лундстрем (работал в Рерстранде с 1896 по 1935 годы) и Карл Г.Е. Линдстрем, один из ведущих художников шведского предприятия.
Среди предметов русского и английского производств особый интерес представляют чашка с блюдцем с изображением Соловецкого монастыря (выполнялась в период с 1892 по 1917 год на заводе товарищества М. С. Кузнецова в Вербилках Дмитровского уезда Московской губернии) и декоративная тарелка с изображениями Исаакиевского собора, памятника Петру I, Академии художеств, Адмиралтейства и Зимнего дворца. Она выполнена в технике деколи для экспорта в Россию в 1866 году на английской фабрике «Ashworth Brothers».
Подаренные предметы займут место в экспозиции Александровского дворца и будут участвовать в тематических выставках.
В Александровском дворце при его венценосных владельцах находилось большое собрание фарфора и стекла XVIII–начала ХХ века. Особое место в интерьерах занимали произведения эпохи модерна; коллекцию начали собирать Александр III и его супруга Мария Федоровна, до замужества – датская принцесса. Позже коллекция пополнялась благодаря их сыну императору Николаю II и его супруге – императрице Александре Федоровне.
Историческую коллекцию фарфора и стекла Александровского дворца можно назвать одной из крупнейших и разнообразных по составу. Она представляла различные центры фарфорового и стеклянного производства России и Европы, демонстрировала богатый ассортимент изделий, включая парадные вазы, осветительные приборы, сервизы, пластику, декоративные тарелки, сувенирную и полковую посуду.
Значительная часть коллекции не сохранилась до наших дней: после 1917 года многие предметы были переданы в Государственный фонд для последующей продажи, были утрачены в годы Великой Отечественной войны, часть переживших эвакуацию экспонатов осталась в собрании музея-заповедника «Павловск».
Всего в экспозиции Александровского дворца сейчас представлено около 400 предметов из фарфора. Это предметы из коллекции музея-заповедника «Царское Село» – исторические вещи и приобретенные по аналогии с утраченными, а также переданные на временное хранение предметы из музея-заповедника «Павловск».