Перейти к основному содержанию

Здание Пенсионерной конюшни строилось для содержания на покое лошадей императорского седла в 1827-30 гг. по проекту английского архитектора А. Менеласа – автора пейзажного Александровского парка в Царском Селе. 

Двухэтажный павильон с круглой лестничной башней-бельведером, двумя трехгранными эркерами и одноэтажной пристройкой возведен из кирпича в стилистике английской готики. На закрытом дворе размещались деревянные хозяйственные постройки. Часть клеверного луга к западу от здания конюшни была превращена в пастбище для лошадей.

На прилегающей территории расположено кладбище лошадей, содержавшихся в Пенсионерной конюшне.

В период Великой Отечественной войны здание пострадало незначительно, но со временем пришло в неудовлетворительное состояние.

На прилегающей территории расположено кладбище лошадей, содержавшихся в Пенсионерной конюшне. На кладбище было более 120 надгробий. В настоящее время все основания надгробий находятся на своих местах, а могильные плиты демонтированы и хранятся в фонде музея в различной степени сохранности. Часть плит была отреставрирована в начале 2000-х.

В 2018 году ООО «Профиль» был разработан проект реставрации памятника с приспособлением под музейные цели. 

В 2019-2023 годах ООО «ПСБ» «ЖилСтрой» в здании были выполнены общестроительные работы, приспособление внутренних инженерных систем, воссоздание столярных заполнений, реставрация фасадов и кровли. Также выполнены работы по устройству наружных сетей инженерно-технического обеспечения.

В связи с последствиями пандемии COVID-19, повлекшими падение внебюджетных доходов Музея, в период 2021-2022 гг. работы были приостановлены.

Источник финансирования объекта – внебюджетные средства Музея.

В 2024-2025 годах Музей планирует осуществить отделочные работы внутри здания, монтаж оборудования, а также благоустройство прилегающей территории. 

К 2025 году планируется восстановить планировку кладбища лошадей, отреставрировать основания надгробий и вернуть часть могильных плит на исторические места, а в дальнейшем продолжить постепенную реставрацию и восстановление оставшихся плит.

Источник финансирования – внебюджетные средства Музея.