Экспонатов стало значительно больше – теперь их около 100, некоторые предметы выставляются впервые. Каждый из семи разделов посвящен одному из владельцев царскосельской императорской резиденции – от Елизаветы Петровны до Николая II – и дополнен мультимедийным экраном.
Обновленная экспозиция в деталях знакомит посетителей музея с историей династии Романовых и судьбами венценосных хозяев Царского Села, любивших эту загородную резиденцию. Для воплощения в жизнь своих архитектурных фантазий августейшие владельцы привлекали на службу известных русских и западноевропейских мастеров; не без личного участия коронованных заказчиков формировались царскосельские собрания произведений искусства и ценнейшие библиотеки.
Малая анфилада, отделка которой еще не восстановлена после разрушений военных лет, идеально подходит для такой экспозиции: в этой части дворца жили Елизавета Петровна и Екатерина II, великий князь Павел Петрович (ребенком); здесь останавливался Александр I, а Николай II выбрал комнаты Малой анфилады для размещения именитых гостей.
Эти интерьеры архитектор Василий Стасов оформил в стиле ампир. Убранство создавалось в 1824–1826 годах для вдовствующей императрицы Марии Федоровны по воле ее сына Александра I. Как известно, императрица никогда не жила в этих комнатах (она умерла в 1828 году). Но Малая анфилада осталась связанной с ее именем и представляла собой замечательный образец русского ампира.
Интерьеры Малой анфилады не просто погибли: в ходе послевоенного приспособления здания утраченные перекрытия были восстановлены без учета исторической отметки. Поэтому о воссоздании шести комнат анфилады речь не шла. Однако, поскольку анфилада находится на пути экскурсии по дворцу, то в начале 2000-х была задумана экспозиция «Романовы в Царском Селе». Выбор такой темы был не случаен: восстановленная часть Екатерининского дворца знакомит в основном с периодом истории, связанным с Елизаветой Петровной и Екатериной II. Но Царское Село – это не только XVIII век. В коллекции музея большое количество мемориальных предметов, связанных и с другими представителями династии, которые если не жили в Екатерининском дворце, то принимали здесь гостей и устраивали приемы. Так возникла идея показать всех: от Елизаветы Петровны (первой хозяйки Царского Села) до последнего российского императора Николая II.
В новой экспозиции (она так же, как и прежняя, построена по хронологическому принципу) представлены знаковые предметы из исторической коллекции: парадные портреты, мундирные платья, предметы мебели, изделия из бронзы и фарфора. Уникальные экспонаты из исторических дворцовых коллекций отражают личные вкусы, предпочтения и интересы представителей династии Романовых.
Среди представленных предметов – живописные портреты «Русский гренадер», «Гренадер Свирид Редиванов (Родионов) из Москвы», связанные с историей Янтарной комнаты и династическими контактами России и Пруссии в Николаевскую эпоху; картина Богдана Виллевальде «Присяга Его Императорского Высочества наследника цесаревича Николая Александровича в Георгиевском зале Зимнего дворца» (1861); портрет императрицы Александры Федоровны кисти Николая Бодаревского (1907). Мундирное платье, сшитое по форме Кавалергардского корпуса (1770-е), принадлежало императрице Екатерине II; шпалера «Обезьяны и попугай» (1770) при Александре I находилась в Белой Малой столовой, а последние десятилетия – в фонде музея. Парадный наряд императрицы Елизаветы Петровны, выполненный бельгийскими мастерами специально для Екатерининского дворца в 2009 году, перемещен на новую экспозицию из Портретного зала.
Экраны с мультимедийными роликами в режиме нон-стоп познакомят не только с владельцами Царского Села, но и расскажут, что представляла собою резиденция при том или ином владельце. Завершает экспозицию маленький «кинозал»: посетитель узнает об истории этой части дворца на основе архивных материалов и сохранившейся иконографии.
Дизайн-проект разработала «Архитектурная мастерская Романова»; монтаж экспозиции выполнила компания «Музейные технологии».