Перейти к основному содержанию

Н.С. Григорович (1947-2006),
Т.В. Серпинская

Искусство петербургской декоративной бронзы имеет свою самобытную и богатую историю, тесно связанную с историей города, строительством его многочисленных дворцов, особняков, общественных зданий.

Научная литература прежних лет по истории русской и петербургской бронзы была посвящена в основном наиболее известным именам и фирмам[1]. В современных исследованиях по русской бронзе и осветительной арматуре подробно рассматриваются крупные государственные и частные мастерские и фирмы, внесшие значительный вклад в развитие бронзового дела в России, а также вводятся в научный оборот новые имена в истории петербургской бронзолитейной промышленности[2]. Среди них имеются мастера, ярко проявившие себя при оформлении только одного памятника: так, в Царском Селе в начале 1780-х гг. при создании дворцовых интерьеров по проектам архитектора Чарльза Камерона бронзовая отделка залов и предметы их убранства были выполнены мастерами Иосифом Басселье и Христианом Фридрихом Шперлингом. Оба мастера работали и в Петербурге, но их имена тесно связаны именно с Царским Селом, и созданные ими здесь произведения стали неотъемлемой частью декоративного искусства Петербурга последней четверти XVIII в.

До настоящего времени остается еще много малоизвестных имен петербургских бронзовщиков и различных специалистов по металлу, работавших в Петербурге в XVIII–XIX вв., которые ждут подробного изучения.

Петербургская бронза относится к так называемой россике, так как включила в себя произведения мастеров различных национальностей. Искусство художественной бронзы, зародившееся во Франции, давшей миру знаменитых бронзовщиков, в Петербурге также было представлено блестящими французскими именами, но вместе с тем значительное число столичных мастеров составляли выходцы из немецких земель.

Данное сообщение посвящено немецким мастерам, работавшим с бронзой в Царском Селе в конце XVIII — первой трети XIX в.[3]

Благоприятные условия для притока иностранных ремесленников из немецких княжеств в столицу Российской империи создавались благодаря наличию большого числа состоятельных заказчиков, ограничительной политике ввоза предметов роскоши из-за границы, направленной на стимулирование развития местной промышленности, затрудненному доступу в Россию французских бронзовщиков из-за событий Французской революции, а также благодаря лояльной цеховой системе, сформировавшейся в XVIII в.

Цеховая организация ремесленной промышленности была введена в России по европейскому образцу при Петре I в 1721 г., однако только при Екатерине II и Павле I были заложены основы законодательства, регламентировавшего деятельность цехов. В отличие от Западной Европы, где цехи являлись союзами, защищавшими свое исключительное право заниматься тем или иным ремеслом, цеховая система России была более лояльной. Мастера имели возможность записываться в цехи временно, срок ученичества был короче, чем в Европе, кроме того, вступление в цеховое объединение не являлось обязательным условием для возможности заниматься ремеслом[4]. Мастера столицы были объединены в «немецкие» (для иностранцев) и «русские» цехи по видам специальностей. Наряду с цехами каретников, живописцев, столяров, резчиков, скорняков, перчаточников, башмачников, портных и множества других в Петербурге существовали цеховые объединения мастеров по металлу: медников, оловянщиков, жестянщиков, слесарей, кузнецов и т. д. В «немецком» медном цехе в 1780-е гг. числилось до 40 человек[5]. Как свидетельствуют сохранившиеся архивные материалы Царскосельского дворцового правления[6], значительное их число составляли этнические немцы. При вступлении в цех ремесленники получали свидетельство, подписанное альдерманом (старостой) и несколькими мастерами. Например, сохранился документ, выданный медным цехом в 1781 г. шведскому бронзовщику И. Конкелю: «Мы Альдерманы и заседающие Санкт-Петербургского немецкого медного цеха сим объявляем, что показатель сего Иеронимус Конкель, по усмотрению нашему, человек честный и удостоен в наш цех мастером…»[7] На момент составления свидетельства старостой цеха был немец И. Г. Тумм, а все три подписи мастеров представляли только немецкие имена — Иоганн Рейнерс, Юнгстер Резинер и упоминавшийся выше Х. Ф. Шперлинг. Такие же документы выдавались и другим мастерам.

Многие немецкие бронзовщики, медники и слесари активно работали по заказам императорского двора или являлись служащими дворцового ведомства. Изделия таких известных бронзовщиков «немецкого» происхождения, как И. Цех, И. Дипнер, А. Шрейбер, поступали в царскосельские дворцы в последней четверти XVIII — первой трети XIX в. С 1780-х гг., времени перестройки дворца архитектором Ч. Камероном, и до 1820-х гг. — периода интенсивной работы по восстановлению Большого Царскосельского дворца после пожара 1820 г., при дворцовом правлении работало много выходцев из немецких земель, в чьи обязанности входило обслуживание бронзового убранства дворцов: чистка, ремонт, реставрация, изготовление различных мелких деталей.

В середине XVIII в. основным элементом отделки дворцовых интерьеров была деревянная резьба; металлической фурнитуры и изделий из бронзы во дворце было мало и поэтому не было необходимости в большом количестве квалифицированных мастеров по металлу[8]. С началом работ Камерона в Большом Царскосельском дворце художественная бронза стала одним из важных элементов архитектурной отделки. Кроме того, при императрице Екатерине II жилые и парадные залы наполнились довольно значительным количеством изделий художественной бронзы. Вместе с крупными мастерами, воплощавшими в бронзе проекты Камерона, при оформлении интерьеров работали и мастера, выполнявшие мелкие, часто незаметные функциональные детали. Их работу в XVIII в. именовали слесарной, однако дверная и оконная фурнитура — личинки замков, дверные и оконные ручки, шпингалеты, держатели штор — выполнялись в золоченой бронзе, вероятно по рисункам самого Камерона и могли быть изготовлены только высококвалифицированными мастерами. В архивных документах 1780-х гг. упоминаются немецкие слесарные мастера К. Шмидт и Вольф, выполнявшие такую работу в интерьерах Камерона[9]. От их работ по отделке залов Екатерининского дворца почти ничего не сохранилось, единственным подлинным предметом является дверная золоченая бронзовая ручка из Лионского зала. Она имеет овальную форму и украшена чеканной розеткой из лавровых листьев, по характеру декора она близка другим деталям бронзовой отделки интерьеров Камерона.

В 1790–1800-е гг. (время строительного затишья в Царскосельской резиденции) бронзовые мастера, работавшие во дворцах, являлись своего рода кураторами бронзового убранства интерьеров, они должны были следить за его состоянием, очищать от копоти свечей. Среди них встречается несколько немецких имен. С 1785 г. штатную должность слесарного мастера при дворцовом правлении исполнял Лоренц Бевад — слесарный мастер из прибалтийских немцев. Он производил мелкую слесарную работу, чистку, ремонт оконной и дверной фурнитуры, осветительных приборов, бронзовой интерьерной архитектурной арматуры, мебельных накладок; кроме того, изготовлял различные технические приспособления для подвески картин, штор, люстр, термометров, занимался ремонтом задвижек, замков и пр. Слесарный мастер также осуществлял общий надзор за деятельностью слесарей, учеников, кузнецов; ему выдавались деньги для оплаты работ вольнонаемных кузнецов, он закупал необходимые материалы и инструменты, вел приходно-расходные книги. Через него осуществлялись разовые заказы, выполнявшиеся различными бронзовщиками. Например, в 1801 г. через Бевада была оплачена работа мастера медного цеха Обергейтера по изготовлению двух бронзовых бра для Арабескового зала[10]. Бронзовые бра для этого зала были выполнены ранее мастерами И. Баселье и X. Ф. Шперлингом, но одно из сохранившихся бра этого интерьера отличается размерами, и, вероятно, оно является одним из двух, выполненных Обергейтером. В это же время чисткой и ремонтом изделий из бронзы занимался янтарных дел мастер Иоганн Рогенбук, сын известного янтарного мастера Фридриха Рогенбука[11]. Все эти обязанности позднее должны были выполнять и другие мастера.

Большие работы по чистке, ремонту и исправлению бронзы в Большом Царскосельском дворце были проведены после пожара 1820 г., когда велись восстановительные и ремонтные работы не только сгоревшей части, но и всего здания в целом. Объем работ был настолько значителен, что в 1820–1823 гг. потребовалось привлечение сразу нескольких мастеров медного, слесарного и бронзового дела. Почти все они немцы: Л. Бевад, К. Бевад, Ф. Зейдель, И. Риль, И. Ритгарн, Ф. Фирер. Безусловно, работы этих мастеров были неравнозначны. Среди перечисленных имен следует выделить Франца Фирера, выполнившего в 1820–1821 гг. значительные ремонтные работы на половине императора Александра I. Он заново золотил бронзу и восполнял в литье испорченные детали различных предметов[12].

Среди немецких мастеров бронзового дела, работавших в Царском Селе в 1820-е гг., особое место занимает Симон Генцлер (Гензлер). Архивные материалы сохранили сведения о его деятельности в царскосельских дворцах с 1822 по 1827 г. Его отчеты о выполненных работах завизированы архитектором В. П. Стасовым, осуществлявшим надзор за деятельностью мастеров. Среди наиболее интересных работ, выполненных Генцлером, можно назвать ремонт бронзового декора и фурнитуры книжных шкафов в Агатовых комнатах, ремонт металлических деталей в павильоне «Эрмитаж» и в Китайском театре, починка бронзы в Концертном зале Александровского дворца. Генцлер изготовил из золоченой бронзы «еврейские слова» для алтарных врат дворцовой церкви[13], им были также восполнены утраченные «66 золоченых литер и 5 запятых» к надписям на Чесменской колонне[14] в Екатерининском парке. В Большом Царскосельском дворце Генцлер заново золотил бронзу XVIII в. и в большом количестве ремонтировал художественную бронзу в комнатах императрицы Екатерины II и императора Александра I. Многие предметы, в частности светильники, находящиеся сейчас в музейной коллекции, несут на себе следы работы этого мастера: канделябры из Парадного кабинета Александра I, каминная решетка из Китайского зала дворца, лазуритовые столы из Лионского зала, для которых Генцлером были выполнены частично сохранившиеся бронзовые накладки в форме буквы «S» на подстольях и накладки в форме бантиков на ножках: «в Лионской комнате у двух лапис-лазоревых столов вновь приделанной бронзы на манер французской буквы S или шниркулей 19 штук, карниза в ¾ аршин в ½ дюйма и бантиков 12 штук»[15]. Была еще одна серьезная работа, выполненная Генцлером — изготовление бронзовых профиток и рожков для деревянных и алебастровых стенников в залах парадной анфилады Ф. Б. Растрелли, которые нуждались в защите от огня. Эти завершения для стенников Большого зала витой каннелированной формы частично сохранились.

Обнаруженные архивные материалы дают представление не только о характере выполнявшихся Генцлером работ, об истории бытования отдельных предметов дворцового убранства, но также позволяют познакомить с «кухней» петербургского бронзового мастера-реставратора конца XVIII — начала XIX в. Изучая прошения Генцлера, можно составить представление о полном наборе использовавшихся им для работы материалов, инструментов и инвентаря[16].

Великая Отечественная война, оккупация города Пушкина, разрушение памятников Царского Села большей частью уничтожили и то, что было создано руками малых бронзовщиков. Тем ценнее оказываются дошедшие до нас отдельные сохранившиеся фрагменты и детали бронзовой отделки и убранства интерьеров, которые могут внести свой вклад в общее представление об искусстве декоративной бронзы Петербурга.

Дальнейшая разработка темы «малых» бронзовщиков в Царском Селе позволит составить более полное представление как об истории Царскосельской летней резиденции, так и о вкладе иностранных мастеров в развитие петербургской художественной бронзы.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Немецкие мастера по металлу, работавшие в царскосельских дворцах
в конце XVIII — первой половине XIX в.

Бевад, Лоренц (Boewad Lorentz F.) — родился в г. Либау; слесарных дел мастер; служил при Царскосельском дворцовом правлении с 1785 слесарным мастером, последний раз упоминается в документах 1823–1825 гг.; имел собственный дом в Царском Селе.

Бевад, Данила (Boewad) — кузнечных и слесарных дел мастер; впервые упоминается в 1795 г., изготавливал оконные железные решетки для Александровского дворца, в 1796 г. выполнял ремонтные работы при царскосельских дворцах; упоминается до 1833 г.

Бевад, Карл Лаврентьевич (Boewad) — слесарных и кузнечных дел мастер при Царскосельском дворцовом правлении; сын Л. Бевада; впервые упоминается в 1822 г.; получил пенсион в 1837 г.; выполнял различные слесарные работы в царскосельских дворцах. 

Бем — мастер медного цеха, в 1807 г, чистил две пары каминных таганов.

Бем, Андреас — мастер Санкт-Петербургской казенной бронзовой фабрики, упоминается в делах 1797 г.

Вольф — слесарный мастер; в 1780-е гг. изготавливал дверную и оконную фурнитуру для комнат Екатерины II в Большом Царскосельском дворце.

Генцлер, Симон (Hentzler, Simon) — мастер медного цеха, бронзовых дел мастер; в 1822–1827 гг. выполнял многочисленные работы по царскосельским дворцам и павильонам.

Зейдель, Фридрих — слесарных дел мастер; в 1820–1821 гг. изготавливал и ремонтировал фурнитуру к дверям и окнам в Большом Царскосельском дворце и Лицее.

Крюгер, Михель (Kriigere, М. F.) — кузнечных и слесарных дел мастер; 1781 г. изготовил оконные решетки для павильона «Грот»; упоминается до 1783 г.

Обергейтер — мастер медного цеха; в 1801 г. изготовил два бра для Арабескового зала Большого Царскосельского дворца.

Риль, Иоганн (Riehl, Johann) — слесарных дел мастер; в 1821–1823 гг. изготавливал и ремонтировал мебельную фурнитуру в Большом Царскосельском дворце, изготовил наугольники для перекрытий Большого зала.

Ритгарн, Иоганн (Rittgam, Johann) — слесарных дел мастер; в 1821–1823 гг. изготавливал и ремонтировал фурнитуру к дверям и окнам в Большом Царскосельском дворце и Лицее.

Роггенбук, Иоганн (Roggenbucke, Johann) (1741–1812) — с 1768 г. янтарный мастер, сын хранителя Янтарной комнаты Фридриха Роггенбука; помимо работ по янтарю в 1799 г. производил чистку и ремонт бронзы в комнатах Екатерины II.

Тецлав, Иоганн (Tetzlaff, Johann) — слесарных дел мастер; 1821–1823 гг. изготавливал и ремонтировал фурнитуру к дверям и окнам в Большом Царскосельском дворце и Лицее.

Фюрер, Франц (Fiihrer, Franz) — бронзовых дел мастер; в 1821 г. производил чистку и ремонт бронзы в комнатах Александра I и в других залах Большого Царскосельского дворца.

Цех, Николай Иванович — бронзовых дел мастер; сын Иоганна Цеха; в 1819–1821 гг. производил чистку и ремонт различных осветительных приборов и часов в царскосельских дворцах.

Шмидт, Карл (Schmidt, Carl) — слесарный мастер; в 1780-е гг. изготавливал дверную и оконную фурнитуру для комнат Екатерины II.


[1] Вейнер П. П. О бронзе. Пг., 1923; Левинсон Н. Р., Гончарова Л. Н. Русская художественная бронза. М., 1958; Кучумов А. М. Русское декоративно-прикладное искусство в собрании Павловского дворца-музея. Л., 1981; Мухин В., Знаменов В. Петербургские бронзолитейные предприятия // Петергоф. Из истории дворцов и коллекций. СПб., 1992. С. 87–108; Grigorowitsch N. S. Verdoldete Bronzen aus dem Katarinenpalais. Dresden, 1978.

[2] Гилодо А. А., Кайкова С. Б. Русская художественная бронза. Конец XVIII — начало XIX в. Справочник. Клеймовник. М., 2001; Сычев И. О. Русская бронза. М., 2003; Он же. Русские светильники эпохи классицизма. 1760–1830. СПб., 2003.

[3] Исследование дополнено приложением, в котором впервые предпринимается попытка составить список немецких мастеров по металлу, работавших в Царском Селе в обозначенный период, имена которых в настоящее время почти не известны специалистам.

[4] Пажитов К. А. Проблема ремесленных цехов в законодательстве русского абсолютизма. М., 1952. С. 57.

[5] Сычев И. О. Русские светильники... С. 74.

[6] Предполагается, что архив цеха погиб в XIX в.

[7] РГИА. Ф. 487. Оп. 18, 1801. Д. 1271. Л. 5.

[8] Слесарный мастер занимался «починкой замков и шпингалетов в дворцовых покоях, а также и всякими поделками в кузнечных работах яко то: оковка кадок и прочих по садам и по дворцу вещей». Там же. Оп. 13. 1769. Д. 74. Л. 13.

[9] Запрос от Камерона Шмидту и Вольфу: «...чтобы прислали модель... петель, которые делаются в Лионской комнате и тех штук которые делаются для навешивания фонарей в купольной комнате» и т. д. Там же. Оп. 15. 1782–1786. Д. 125. Л. 148.

[10] «Выдать к удовлетворению цехового мастера Обергейтера за сделанные им по заказу слесарного мастера Бевада (взамен украденных в январе 1800 г. Царскосельского дворца из Арабейской комнаты) — 2-х кронштейнов и за починку двух же сломанных – 45 руб.» Там же. Оп. 18. 1801. Д. 1270. Л. 1.

[11] В 1799–1800 гг. И. Роггенбук взялся «исправить в комнатах дворца бронзовое украшение чищением и поправкою некоторых вещей и с золочением как то в Холодной бане, Агатовых комнатах, в Зеркальной комнате, в Кабинете и в Опочивальне покойной императрицы, в Лионской и на половине Е. И. Величества по каминам таганы, решетки, стоящие на столе пред опочивальней фигуры, также все шпингалеты, замки и прочие вещи». Там же. 1799. Д. 453.

[12] Там же. Оп. 5. 1820–1823. Д. 1706. В большом перечне выполненных им работ следует отметить изготовление дверных ручек для залов парадной анфилады и упоминание о реставрации сохранившихся по сей день в коллекции музея предметов: часов-картель из Официантской (инв. № ЕД-56-IV) и часов с музыкальным механизмом в корпусе, облицованном черепахой из Столовой (Малой белой) (инв. № ЕД-72-IV).

[13] Над десюдепортом царских врат ранее помещалось «сияние» в виде круга, обрамленного головками херувимов с отходящими лучами, в центре гладкого поля «сияния» на довоенных изображениях церкви просматривается надпись на древнееврейском языке (не сохранились). Там же. Л. 69 об.

[14] Там же. Оп. 8. 1826. Д. 6078. Л. 171.

[15] Там же. 1824. Д. 6066. Л. 63.

[16] Выдержки из различных архивных дел фонда Царскосельского дворцового правления за 1822–1827 гг.: Генцлер для проведения работ из Камер-штал-мейстерской должности получал медь, латунь, буру, медный припой, серебряную выжегу (для серебрения), сталь различной толщины, различную проволоку, офер, крокус, квасцы, винный камень, водку крепкую в 38°, соль пермянку, купоросное масло, деревянное масло, уголь, оловянную золу, холстинную ветошь, бумагу хлопчатую, «лохани дубовые с железными обручами, ушат дубовый с железным обручем», «к грению воды — чайник медный в 2Л ведра, к обварке бронзы в щелоке — кастрюля медная в ведро», пилы (напильники) трехгранные, полукруглые, круглые, плоскогубцы, вострогубцы, круглогубцы, чашки муравленые, щетки медные «кранцовальные ниренбергские», горшки глиняные, варежки, перчатки замшевые, упоминаются даже «щетка половая для метения мастерской и ручная для метения верстака» и др. Небезынтересен тот факт, что для позолотных работ по металлу бронзовым мастерам выдавались голландские червонцы (дукаты), специально закупавшиеся у петербургских денежных менял около 12 рублей за штуку.