Г.Э. Введенский (1954–2021),
старший научный сотрудник
Около тридцати лет назад мне попались две фотографии времен Первой мировой войны. На одной из них был изображен солдат третьего полка дивизии (судя по петлицам шинели) с австрийским знаменем в руках. В верхнем правом углу фотоrрафии отчетливо читалась цифра «5», нанесенная карандашом. На другой – два солдата в шинелях, также с австрийским знаменем, с карандашной пометкой «65».
Известно, что ни одного трофейного знамени Первой мировой войны не сохранилось: они были эвакуированы в годы гражданской войны в Ярославль, где в ходе знаменитого «ярославского мятежа» затонули вместе с баржами, на которых находились. Одно это обстоятельство заставило меня сохранить уникальные снимки.
Через некоторое время мне была подарена фотография с акварели художника М. Мизернюка «Представление Их Императорским Величествам 13 ноября 1914 года знамен 5-го и 65-го Венгерских пехотных полков, взятых в бою 15 августа 1914 года». На фотоrрафии, сделанной в Кленовой гостиной Александровского дворца[1], три солдата в шинелях склоняли перед Николаем II, императрицей, наследником и двумя великими княжнами два австрийских знамени. Вполне естественно было предположить, что в дневниках императора этот эпизод мог найти место и, действительно, в дневнике (правда, под 14 ноября, а не 13, как отмечено на акварели) Николай II оставил любопытную запись: «...В 6 ч. принял Барка. До этого приняли вместе трех солдат Георг. кавал., которые собственноручно взяли два австрийских знамени. Один Томского пех., а два Колыванского полков»[2]. Таким образом, из дневников выяснились названия полков, откуда были герои, изображенные на акварели, но те ли это солдаты и знамена, что изображены на фотографиях, — оставалось по-прежнему неясно.
Рассеялись сомнения лишь после знакомства с каталогом выставки трофеев русской армии, открывшейся в главном манеже Петроградского Адмиралтейства 24 июня 1915 г.[3] На этой необычной выставке были представлены знамена, орудия и даже аэропланы. Возле каждого предмета отмечалось, кто их захватил, и эта информация дала возможность сопоставить текст каталога с дневниками императора.
Боевых знамен австро-венгерской армии было всего четыре. Под №11 значилось «Знамя 5-гo Венгерского Барона Фон-Клобучар полка. Взято 39 пех. Томского полка ефрейтором Минаковым и подпрапорщиком Герасименко». Под № 12 было обозначено «Знамя 65-го пехотного Венгерского Эрцгерцога Людвига Виктора полка. Взято 40-го пех. Колыванского полка рядовыми Тельновым и Зверевым»[4]. Нашли свое объяснение и цифры, проставленные карандашом на углах фотографий: они полностью соответствовали номерам полков австро-венгерской армии, потерявших свои регалии.
На одной фотографии, тем не менее, был изображен лишь один солдат, хотя, согласно каталогу, взятие знамени 5-го венгерского полка было заслугой ефрейтора и подпрапорщика. Почему на фотографии был снят только ефрейтор 39-гo Колыванского полка Минаков (то, что это не подпрапорщик, видно по солдатской кокарде), вероятно, не удастся узнать никогда.
Трудно сказать также, почему именно эти два знамени представляли императору: вероятнее всего, хотели продемонстрировать результаты только что начавшейся операции. Действительно, сражение у Лащова 15 августа 1915 г: стало первым актом Галицийской операции, когда была разбита 10-я австрийская дивизия. Разгром был полный, командир дивизии и начальник штаба были убиты. Одновременно на правом фланге были окружены и разгромлены части 6-гo австрийского корпуса[5]. Трофеи этих наиважнейших, по мнению командования, боев и представлялись Николаю II и его семейству.
Царское Село со дня своего основания было, за некоторым исключением, летней столицей России. Неоднократно здесь представлялись трофеи с полей сражений[6], и поэтому выбор места для очередного представления не удивителен. Кроме того, в Царском Селе должен был быть развернут военно-исторический музей, для которого было построено здание Ратной палаты. В упомянутом каталоге выставки трофеев демонстрировались 56 предметов, «собранных для Царско-Сельского музея»[7].
Сегодня, вспоминая одно небольшое событие из жизни Александровского дворца 1914 г., можно констатировать, что произошел огромный сдвиг. Обсуждается возможность восстановления комнат первого этажа и в том числе Кленовой гостиной Александровского дворца, в которой этот эпизод происходил; мы вспоминаем имена людей, проливавших кровь за «Веру, Царя и Отечество». Все это внушает надежду на то, что еще наше поколение сможет начать работу над экспозицией в Ратной палате. Хочется верить, что эти фотографии, связанные с жизнью Александровского дворца, станут первыми экспонатами музея ратной славы России.
[1] Атрибуция Л. В. Бардовской.
[2] Дневники императора Николая II. М., 1991. С. 497.
[3] Выставка войны — наши трофеи. Пr., 1915. — 90 с.
[4] Там же. С. 13.
[5] Вторая Отечественная война по рассказам ея героев. [Пг., 1915?]. Т. 1. С. 289; Ростунов И. И. Русский фронт в Первую мировую войну. М., 1976. С. 135.
[6] Например, ключи от крепости Мемель Елизавета принимала в 1758 г. в Картинном зале Екатерининского дворца.
[7] Выставка войны... С. 82, 83.