Skip to main content

Дворцовая церковь Воскресения Христова является неотъемлемой частью Екатерининского дворца и примыкает непосредственно к Церковному флигелю, являясь его продолжением. Здание церкви двухэтажное, кирпичное, на бутовых фундаментах и погребах с высоким чердаком. Перекрытия над погребами - кирпичные своды, перекрытия над церковью – металлические балки с кирпичными заполнениями, стропильная система кровли и купола церкви – металлические фермы. Помещение церкви двухсветное.

В годы Великой Отечественной войны церковь сильно пострадала от разрушений и разграблений. В послевоенные годы произведены первоочередные консервационные работы, в результате которых церковь приобрела экспозиционный вид, несмотря на отсутствие почти всех икон, плафонов, а также утраты части элементов декоративного убранства, особенно на иконостасе и в алтаре.

Из икон иконостаса сохранились две иконы ХVIII в. на дьяконских дверях «Архангел Гавриил» и «Архангел Михаил» работы М. Колокольникова.

Живописный плафон центрального зала во время Великой Отечественной войны был фактически уничтожен бомбой, попавшей в перекрытие. Сохранилась в тяжелом состоянии боковая кайма плафона. После войны она была снята, выполнены профилактические заклейки, и свернута на валы. Сохранившийся живописный плафон в алтарной части находится в аварийном состоянии.

Сохранились два рожка настенных бра, пристенное ограждение ХVIII в., часть оконной и дверной фурнитуры, послужившие эталонными образцами для воссоздания.

В связи с тем, что декор церкви сохранился лучше, чем других залов парадной анфилады, к его реставрации музей смог приступить только в 2014 году, после завершения воссоздания полностью утраченных интерьеров. Таким образом, церковь стала последним восстановленным залом золотой анфилады Екатерининского дворца.

До начала реставрации была разработана и согласована проектная и научно-методическая документация:

  • «Проект реставрации Церкви, Алтаря и Хор Екатерининского дворца» Общие архитектурные решения восстановления интерьеров Церкви Алтаря. 1993 г., институт «Ленпроектреставрация» (Главный архитектор проекта А.А. Кедринский);
  • Научно-проектная документация: «Реконструкция и реставрация Церковного флигеля Екатерининского дворца» ТЭО, П, РП (ООО «Архитектурная мастерская А.С. Кавтеладзе», 2005-2006 гг.);
  • Отчет по результатам обследования отделки Дворцовой церкви Воскресения Христова Екатерининского дворца Государственного Музея-заповедника «Царское Село», НИИ «Спецпроектреставрация», 2011 год.
  • Проектная документация по реставрации и консервации интерьера Дворцовой церкви Воскресения Христова в Екатерининском дворце, разработанная ООО «РЕСТ-АРТ-ПРОЕКТ», 2016 г.

В течение 2015-2016 годов АО «Балтстрой» в помещениях церкви были установлены строительные леса, произведена часть реставрационных и консервационных работ, а также выполнено исследование структуры и состава красочных слоев на стенах церкви.

С 2017 по 2019 годы подрядной организацией ООО «Царскосельская янтарная мастерская» была выполнена комплексная реставрация интерьера, в том числе:

  • реставрация деревянных стеновых панелей с восполнением утрат в исторических материалах;
  • консервация льняного холста и лежащих на нем исторических красочных слоев с восполнением фрагментов холста в местах его полной утраты;
  • расчистка поверхности стеновых деревянных панелей от загрязнений;
  • реставрация сохранившегося архитектурного декора с восполнением мелких утрат в историческом материале; расчистка сохранившихся деталей с позолотой и левкасом от загрязнений, бронзовых покрасок, окислов серебра; укрепление старой позолоты и левкаса (без восстановления утраченной позолоты);
  • сохранившиеся декоративные детали из папье-маше, имеющие разрывы и утраты, восстановлены в технике папье-маше с левкасом, без позолоты. Левкас тонируется. Выровнены нарушения геометрии – искривления, скручивания и т.п. С обратной стороны сохранившихся деталей из папье-маше удалена поздняя гипсовая заливка, произведена расчистка и антисептирование. Деревянный и металлический внутренние каркасы укреплены, при необходимости – заменены на новые;
  • воссоздание утраченных элементов декора выполнено резьбой из дерева без позолоты  по сохранившимся историческим образцам;
  • воссоздание столярных заполнений по сохранившимся историческим аналогам;
  • реставрация сохранившихся исторических резных бра с восстановлением утрат, воссоздание утраченных бра в мастике с последующим золочением;
  • реставрация солеи; воссоздание по имеющимся историческим фотографиям лестницы, ведущей на солею;
  • реставрация Царских врат с воссозданием утраченных деталей декора в резьбе;
  • реставрация Сени над престолом в Алтаре; воссоздание утраченных постаментов под сдвоенными колоннами сени;
  • дополнительное обследование технического состояния сохранившегося живописного плафона в Алтаре, сохранившейся части каймы живописного плафона Центрального зала церкви и Хоров;
  • выполнение консервационных и реставрационных работ с элементами воссоздания сохранившейся живописи: икон, фрагментов плафонов, падуг, каймы;
  • воссоздание утраченных икон Иконостаса;
  • устройство систем электроснабжения и электроосвещения;
  • реконструкция системы вентиляции.

Для научно-методического контроля за выполнением работ Музеем был создан научно-реставрационный совет с участием представителей Министерства культуры Российской Федерации, Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга, Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, а также ведущих специалистов-реставраторов Санкт-Петербурга.

Реставрация интерьера церкви выполнена за счёт благотворительного пожертвования ПАО «Газпром».

Во время посещения данного сайта, ГМЗ "Царское Село" может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.