Skip to main content

В. А. Векшин, научный сотрудник
Военно-исторического отдела

Царскосельский Арсенал (Ил.1) как музей, хранящий ценнейшие коллекции западноевропейского и восточного оружия, обязан своим возникновением увлечению императором Николаем I военным делом. Огромное императорское «собственное»[1] собрание обмундирования и разнообразного холодного и огнестрельного оружия делилось на две группы. Арсенал Собственного дворца (Аничкова или Николаевского) включал в себя коллекцию русского вооружения и униформы начиная со времен Петра I, а также снаряжение иностранных армий[2]. А все древнерусское, восточное и раннее западноевропейское вооружение было сосредоточено в залах Царскосельского Арсенала.

В первые годы после открытия[3] Царскосельский Арсенал совмещал в себе функции павильона для отдыха семьи императора и одновременно открытого для публики императорского музея оружия. Современниками это здание воспринималось как «высокая башня в виде феодального рыцарского замка», комнаты которого «убраны совершенно по-рыцарски»[4].

Музей в здании Арсенала был открыт для посетителей (людей благородного звания) круглый год два дня в неделю по билетам[5]. Впускали в Арсенал «не без разбора всех вообще, но с осмотрительностью и вниманием к лицу, просящему сего дозволения»; если же замечалось «хоть малейшее сомнение» или посетители были «в неприличном или не совсем опрятном виде», то таковым «решительно отказывали». При впуске посетителей «учтиво спрашивали в передней комнате о чине и фамилии» и записывали данные в специальной книге[6]. Некоторое время допускалось входить и без билета, но при предъявлении купленного путеводителя[7].

О впечатлениях посетителей Арсенала свидетельствует письмо С. Л. Пушкина (отца поэта), написанное дочери, О. С. Павлищевой 3 июля 1835 г. из Павловска: «Позавчера она (г-жа Архарова. – Авт.) повезла нас в линее[8] в Царское Село, и мы осматривали Арсенал, это действительно очень красиво и очень богато. Оружие всех стран и всех веков, рыцари <…> пешие и конные, в натуральную величину, как будто дышащие под своим вооружением; среди них Великий магистр, совершающий обряд посвящения над рыцарем, который стоит на коленях, – и я был всем этим поражен, и право, там можно вообразить себя персонажем из романа Вальтера Скотта, но в действительности. <…> Там есть и богатые картины, очень хорошие, и много бриллиантов»[9].

С постепенным ростом коллекции менялась и музейная экспозиция, окончательно сформировавшаяся в 1860-х гг. и занявшая все помещения павильона. Западноевропейское оружие Средних веков и эпохи Возрождения находилось в Вестибюле, Зале первого этажа, Кабинете, Комнате императрицы, Комнате огнестрельного оружия и на парадной лестнице; собрание восточного оружия великого князя Михаила Павловича размещалось в Албанской комнате. В верхнем этаже, в Зале рыцарей, хранилась коллекция западноевропейского вооружения, а три комнаты в башнях (Турецкую, Индо-мусульманскую и Индо-персидскую) занимало соответствующее восточное оружие. Русская коллекция была размещена на первом этаже в помещении библиотеки.

В залах первого этажа Арсенала хранилось множество мемориальных вещей и предметов гардероба, принадлежавших Александру I, Николаю I, великим князьям Константину Павловичу и Михаилу Павловичу. В Арсенале также находилась большая этнографическая коллекция, для которой было выделено отдельное помещение на третьем этаже, над Комнатой с винтовой лестницей. Она состояла из оружия и изделий народов бывшей Русской Америки, а также Южной Америки, Океании, Дальнего Востока, Средней Азии, Африки и Сибири.

Царскосельский Арсенал в полной мере мог быть назван музеем не только по обширности и ценности коллекций, но и благодаря проведенной систематизации. Все собрание было размещено по комнатам в географическом порядке (по странам) и выстроено по хронологии. Была проведена большая работа по изучению предметов и расшифровке надписей на восточном оружии, в результате которой были изданы каталог[10], альбомы[11] и путеводители[12].

Экспозиция музея была запечатлена на акварелях художника А. П. Рокштуля[13] и в двух сериях фотографий (1858 г. и 1870 г.), которые, в отличие от рисунков А. П. Рокштуля, вносившего иногда существенные изменения с целью «улучшить» картину[14], точно фиксируют оружейную экспозицию Царскосельского Арсенала.

Фотографии 1858 г. были выполнены П.-А. Ришбуром[15] для французского писателя и путешественника Теофиля Готье[16], подготовившего в 1859–1862 гг. к изданию пять альбомов гелиографий[17] «Художественные сокровища древней и новой России», один из которых был полностью посвящен Арсеналу в Царском Селе[18]. Из 14 фотографий, опубликованных в альбоме, три представляют интерьеры музея: два вида Зала рыцарей (Ил.2) и Турецкую комнату. (Ил.3)  

Как хорошо видно на фотографиях, экспозиция музея была построена в соответствии с существовавшими в то время представлениями о размещении коллекций: оружие, доспехи и знамена стали частью декоративного убранства интерьеров. Так, в Зале рыцарей – самом большом помещении Арсенала, занимающим центральный объем павильона на втором этаже, вдоль стен в три ряда было развешено средневековое европейское оружие, над дверьми – старинные русские и восточные знамена, на симметрично расположенных постаментах стояли конные всадники. Стены Турецкой комнаты были увешаны композициями из оружия, которые по сторонам фланкировали пирамиды из ружей и винтовок, внизу были закреплены седла, чепраки и конская сбруя. 

В 1870 г. разрешение[19] на фотографирование внутреннего убранства Арсенала получил фотограф Луи Фавр[20], один из первых французских мастеров стереоскопии[21], уделявший большое внимание фотографированию интерьеров. 

Фавр выполнил серию из 12 стереофотографий, в которую, помимо изображений отдельных групп доспехов и оружия, вошли виды Вестибюля, Зала нижнего этажа, Албанской комнаты, Парадной лестницы и Зала рыцарей на втором этаже Арсенала[22]. В настоящее время известно восемь сохранившихся изображений, на которых представлены Вестибюль (Ил.4), залы нижнего этажа (Ил.5), лестница и Зал рыцарей[23]

Все фотографии были выпущены фирмой Ж. Лашеналя и Л. Фавра в Париже в виде стереофотографий на стекле и отличаются высокой четкостью, что позволяет рассмотреть даже мелкие детали. Интересно отметить, что на снимках можно различить установленные в залах специальные указатели, позволявшие посетителям самостоятельно осматривать музей, пользуясь каталогом: над дверьми размещены таблички с названием залов на двух языках (русском и французском), на предметах висят карточки с этикетажем, видны также таблички с цифрами над отдельными трофеями (композициями из оружия), которые соответствуют номерам в издании 1860 г.[24]

Запечатленная на фотографиях музейная экспозиция сохранялась до середины 1880-х гг.[25] К этому времени коллекции Арсенала представляли уже не только огромную материальную, но и научную, художественную и историческую ценность. В 1885–1886 гг. по указу императора Александра III, стремившегося сделать императорские коллекции доступными большему количеству посетителей, основную часть собрания оружия Арсенала перевезли в Санкт-Петербург в Императорский Эрмитаж. Этнографическая коллекция оставалась в Царскосельском Арсенале до 1907 г., когда по указанию Николая II она поступила в Этнографический отдел Русского музея[26].

Императорский музей в Царскосельском Арсенале перестал существовать, однако, его экспозиция сохранилась в рисунках А. П. Рокштуля и фотографиях, выполненных французскими фотографами в 1858 и 1870 гг.


[1] При Николае I начали составляться так называемые «собственные коллекции», которые не должны были смешиваться с эрмитажными (РГИА. Ф. 469. Оп. 8. Вн. оп. 247/681. 1854. Д. 1404. Л. 3).

[2] Щеглов В. В. Собственные его императорского величества библиотеки и арсеналы. Краткий исторический очерк. 1715–1915. Пг., 1917. С. 118.

[3] Основные строительные и отделочные работы были завершены в 1834 г.

[4] Бурьянов В. [Бурнашов В. П.] Прогулка с детьми по Петербургу и его окрестностям. СПб., 1838. Ч. 3. С. 117.

[5] Зайченко М. Г. Царскосельский Арсенал как музей оружия и памятник историзма // В тени больших стилей. Материалы VIII Царскосельской конференции. СПб., 2002. С. 111.

[6] РГИА. Ф. 487. Оп. 6. Д. 2271. Л. 78, 79, 82, 83.

[7] В собрании музея-заповедника «Царское Село» сохранилось письмо заведующего Собственными его величества арсеналами и библиотеками Ф. Жиля от 8 октября 1861 г., в котором он разъясняет смотрителю: «…не нужно никогда показывать виду, чтобы покупали описание, в особенности иностранцам, покупка книги должна заменять билет для входа, ежели они такового не имеют. Лучше иногда дозволить лицам вход в Арсенал без билета, ежели они такового не имеют, и в особенности порядочным, нежели хотя один раз отказать посетителю, имеющему по своему положению право осматривать оный» (ГМЗ «Царское Село». Коллекция «Рукописные материалы». Инв. № ЕД-383/2-XV).

[8] Линеей или линейкой называли длинную повозку с продольной скамьей, на которой спиной друг к другу размещались по два или три человека с каждой стороны.

[9] Мир Пушкина. Фамильные бумаги Пушкиных – Ганнибалов. В 2 т. СПб., 1993. Т. 1. С. 288.

[10] [Седжер К. И.] Каталог редкого, старинного и восточного оружия, хранящегося в собственном его императорского величества Арсенале в Царском Селе. В 2-х ч. СПб.: Типография Эдуарда Праца, 1840.

[11] Musée de Tsarskoé-Sélo ou collection d'armes de sa majesté l'empereur de toutes les Russies : Vol. 1–3 / Ouvrage composé de 180 planches lithographiées par Asselineau, d'après les dessins originaux de A. Rockstuhl ... ; Avec une introd. historique par Flor. Gille ... St.-Petersbourg; Carlsruhe: Velten, [1835–53]; Кеммерер Е. А. Царскосельский Арсенал, или собрание оружия, принадлежащего его величеству государю императору Александру Николаевичу. СПб.: А.А. Ильин и Н.К. Флиге, 1869.

[12] Жиль Ф. Царскосельский музей с собранием оружия, принадлежащего государю императору. СПб.: Политехнографическое заведение А. Баумана, 1860.; Кеммерер Е. А. Прогулка по собственному его величества Царскосельскому Арсеналу. СПб.: Тип. Имп. акад. наук, 1876.

[13] Рокштуль (Rockstuhl), Алоиз Густав (в России – Алоизий Петрович) (1798–1877) – миниатюрист, живописец его императорского величества, автор рисунков для изданий коллекций Царскосельского Арсенала. Выполнил девять рисунков с изображением интерьеров Арсенала, которые были подготовлены к изданию, однако так и не были напечатаны. Все рисунки в настоящее время хранятся в Государственном Эрмитаже. 

[14] Зайченко М. Т. История создания альбома «Musée de Tsarskoé-Sélo ou collection d'armes de sa majesté l'empereur de toutes les Russies» // Книжные памятники. Авторы, издатели, владельцы. Сб. науч. ст. ‑ СПб., 2004. С. 69. 

[15] Ришбур (Richebourg), Пьер-Амбруаз (1810–1875) – французский фотограф, в 1850–1860-х гг. придворный фотограф французского императора Наполеона III. В 1858 г. прибыл в Санкт-Петербург вместе с Т. Готье для подготовки большого издательского проекта «Художественные сокровища древней и новой России» («Trésors d′art de la Russie ancienne et moderne»), высочайше одобренного императором Александром II и посвященного императрице Марии Александровне.

[16] Готье (Gautier), Пьер Жюль Теофиль (1811–1872) – французский прозаик, поэт, журналист, путешественник. В 1858–1859 гг. совершил путешествие по России, которое подробно описал в своих статьях и книгах. Автор текстов альбомов «Художественные сокровища древней и новой России».

[17] Гелиография – способ перенесения фотоизображения на литографский камень с последующей печатью тиража на обычной бумаге.

[18] Gautier Th., Richebourg P.-A. Trésors d'art de la Russie ancienne et moderne. Vol. 3: Arsenal de Tsarskoé-Sélo. Paris, [1859].

[19] Разрешение императора Александра II снимать дворцы С.-Петербурга и Москвы было получено 3 августа 1870 г. (РГИА. Ф. 1284. Оп. 237. Д. 135. Л. 1.).

[20] Фавр (Favre) Клод Луи (?–1881) – французский фотограф, совместно с фотографом Жаном Франсуа Лашеналем основал в Париже фирму «L. et F. & Co», занимавшуюся изготовлением и продажей стереофотографий на стекле. В 1870 г. совершил поездку по городам России, в ходе которой выполнил множество стереоснимков с видами Санкт-Петербурга, Петергофа, Царского Села, Гатчины, Москвы, Нижнего Новгорода, Киева, Одессы и Варшавы.

[21] Стереофотография – популярный во второй половине XIX в. принцип создания трехмерного изображения из двух фотографий, снятых под разными углами, для просмотра которых использовался специальный прибор – стереоскоп.

[22] Catalogue général des vues stéréoscopiques sur verre de L. et F., et Cie Photographes. Paris, 1871.

[23] Кузьмичев К. Третье измерение: Россия Александра II во французской стереофотографии. СПб., 2018. С. 172. В настоящее время наиболее полная коллекция (восемь стереофотографий) хранится в Музейном центре города Цинциннати (США).

[24] Жиль Ф. Царскосельский музей с собранием оружия, принадлежащего государю императору. СПб., 1860.

[25] Сохранилось краткое описание Царскосельского Арсенала, сделанное А. А. Макаровым в 1883 г.

(ГА РФ. Ф. 570. Оп. 1. Д. 6. Л. 1, 2).

[26] Степаненко И. Г. Павильон «Арсенал» в Царском Селе // Памятники культуры. Новые открытия. ‑ М., 2001. С. 567.