Перейти к основному содержанию

Николай II – Верховный главнокомандующий

Материал подготовили
Т.М. Бутырина, Е.С. Епаринова

5 сентября 1915 г. Николай II принимает на себя звание Верховного главнокомандующего русской армии, сменив на этом посту великого князя Николая Николаевича. Произошло это событие в обстановке военной катастрофы для России. В 1915 г. русская армия совершила «Великое отступление», оставив неприятелю Галицию, Литву, Польшу. Фронт стабилизировался на линии Рига — Двинск — Барановичи — Пинск — Тарнополь. Несмотря на то, что стратегические задачи австро-германских сил по выведению России из войны не достигли цели, русская армия понесла большие потери — около 1 млн. человек попали в плен. Отступление стало тяжелым моральным потрясением для солдат и офицеров, правящих кругов и населения всей страны. «Весна 1915 г. останется у меня навсегда в памяти. Великая трагедия русской армии — отступление из Галиции. Ни патронов, ни снарядов. Изо дня в день кровавые бои, изо дня в день тяжкие переходы, бесконечная усталость — физическая и моральная; то робкие надежды, то беспросветная жуть…» — отмечал А. И. Деникин.

Переоценка великим князем своих способностей привела в итоге к ряду крупных военных ошибок. Попытки отвести от себя соответствующие обвинения повлекли раздувание германофобии и шпиономании. Одним из подобных значимых эпизодов стало дело подполковника С. Н. Мясоедова, завершившееся казнью невиновного. В этом деле великий князь Николай Николаевич сыграл одну из главных ролей. В условиях военного и политического кризиса Николай II решил взять всю ответственность на себя и принять главнокомандование. Начальником штаба Верховного главнокомандующего стал генерал М. В. Алексеев, в заслугу которому ставилось организованное отступление русской армии.

Отставка популярного в армии Николая Николаевича была встречена неоднозначно. Представители высшего командования и общественных кругов выступили категорически против отставки великого князя. Но решение императора осталось неизменным.

Некоторые представители Ставки смотрели на назначение Николая II как на знамя или символ. Император брал на себя ответственность за все успехи и поражения и в глазах простого народа становился вождем русской армии.

Николай II имел звание полковника, но не обладал достаточными знаниями в области стратегического планирования и руководства войной. Поэтому фактическое командование вооруженными силами было сосредоточено в руках генерала М. В. Алексеева. При этом император, хотя и получал обстоятельные доклады о ходе военных действий, практически не вмешивался в решения своего начальника штаба.

«Я всегда очень высоко ценил личность генерала Алексеева и считал его, хотя до войны мало встречался с ним, самым выдающимся из наших генералов, самым образованным, наиболее подготовленным к широким военным задачам. Поэтому я крайне приветствовал смену Николая Николаевича и вступление государя на путь верховного командования, зная, что начальником штаба будет генерал Алексеев. Это для меня являлось гарантией успеха в ведении войны, ибо, фактически, начальник штаба верховного командования является главным руководителем всех операций. Конечно, он [Николай II] находился в центре управления, но фактически всем управлял Алексеев», — писал впоследствии А. В. Колчак.

Николай II и Государственная дума

Впервые Государственная дума как представительное законодательное учреждение Российской империи с ограниченными правами была введена согласно Манифесту императора Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 г. и Манифесту «Об учреждении Государственной думы» (получила название «булыгинской») и «Положению о выборах в Государственную думу» от 6 августа 1906 года.

I Государственная дума

Две первые Государственные думы оказались неспособны вести регулярную законодательную работу: противоречия между депутатами, с одной стороны, и императором, с другой, были непреодолимы. Так, сразу после открытия, в ответном адресе на тронную речь Николая II левые думцы потребовали ликвидации Государственного совета (верхней палаты парламента), передачи крестьянам монастырских и казенных земель. 19 мая 1906 г. 104 депутата Трудовой группы выдвинули проект земельной реформы, содержание которого сводилось к конфискации помещичьих земель и национализации всей земли.

Дума первого созыва была распущена императором Именным указом Сенату от 8 (21) июля 1906 г., который назначал время созыва новой Государственной думы на 20 февраля 1907 г.

II Государственная дума

Одновременно с роспуском Думы, вместо И. Л. Горемыкина на пост председателя Совета министров был назначен П. А. Столыпин. Аграрная политика Столыпина, успешное подавление смуты, яркие речи во II Думе сделали его кумиром некоторых правых.

II Дума оказалась еще более левой, чем первая, так как в выборах участвовали социал-демократы и эсеры, бойкотировавшие I Думу. В правительстве созревала идея о роспуске Думы и изменении избирательного закона; Столыпин намеревался изменить состав Думы.

Поводом для роспуска вновь избранного состава стали действия социал-демократов: 5 мая на квартире члена Думы от РСДРП Озоля полиция обнаружила сходку 35 социал-демократов и около 30 солдат петербургского гарнизона; кроме того, полицией были обнаружены различные пропагандистские материалы, призывающие к насильственному свержению государственного строя, различные наказы от солдат воинских частей и фальшивые паспорта. 1 июня Столыпин и председатель Санкт-Петербургской судебной палаты потребовали от Думы отстранения от заседаний всего состава социал-демократической фракции и снятия неприкосновенности с 16 членов РСДРП. Дума ответила на требования правительства отказом; следствием противостояния явился Манифест Николая II о роспуске II Думы, опубликованный 3 июня 1907 г., — вместе с Положением о выборах в Думу, то есть новым избирательным законом. В манифесте указывался также и срок открытия новой Думы — 1 ноября того же года. Акт 3 июня 1907 г. в советской историографии именовался «третьеиюньским переворотом», так как он вступал в противоречие с манифестом 17 октября 1905 г., по которому ни один новый закон не мог быть принят без одобрения Государственной думы.

III Государственная дума

III Дума действовала полный срок полномочий с 1 ноября 1907 г. по 9 июня 1912 г. и оказалась самой политически долговечной. Она была избрана в соответствии с «Манифестом о роспуске Государственной думы, о времени созыва новой Думы и об изменении порядка выборов в Государственную думу» и Положению «о выборах в Государственную думу» от 3 июня 1907 г., которые были изданы императором Николаем II одновременно с роспуском II Думы.

IV Государственная дума

IV и последняя Государственная дума действовала в период с 15 ноября 1912 г. по 25 февраля 1917 г. Она избиралась по тому же избирательному закону, как и III Дума.

Начавшаяся в 1914 г. война временно притушила разгоравшееся оппозиционное движение. На первых порах большинство партий (исключая социал-демократов) высказалось за доверие правительству. По предложению Николая II в июне 1914 г. Совет министров обсуждал вопрос о преобразовании Думы из законодательного органа в консультативный. 24 июля 1914 г. Совету министров были предоставлены чрезвычайные полномочия, т.е. он получил право решать большинство дел от имени императора.

На экстренном заседании IV Думы 26 июля 1914 г. лидеры правых и либерально-буржуазных фракций выступили с призывом сплотиться вокруг «державного вождя, ведущего Россию в священный бой с врагом славянства», отложив «внутренние споры» и «счеты» с правительством. Однако неудачи на фронте, рост стачечного движения, неспособность правительства обеспечить управление страной стимулировали активность политических партий и их оппозиционность. На этом фоне IV Дума вступила в острейший конфликт с исполнительной властью.

25 февраля 1917 г. Государственная дума была распущена и больше официально не собиралась, но формально и фактически существовала. IV Государственная дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства, при котором она фактически работала в форме «частных совещаний».

Николай II  и российская промышленность

Война настигла Россию на экономическом подъеме, обещавшем дальнейшее поступательное движение по пути индустриализации, технического и энергетического перевооружения промышленности и аграрного сектора. По среднегодовым темпам промышленного роста Российской империи принадлежало мировое первенство. Война прервала этот процесс.

России предстояло стремительно осуществить мобилизацию всех материально-технических ресурсов и, прежде всего, важнейших отраслей тяжелой промышленности.

В сентябре-октябре 1914 г. император подписал указы «О заготовлении в военное время необходимых для армии и флота предметов и материалов» и «О надзоре за деятельностью промышленных предприятий, исполняющих заказы военного и морского ведомства». Отрасли легкой и пищевой промышленности, получившие правительственные заказы и государственные кредиты, заметно оживились.

Но, несмотря на это, перестройка промышленности  проводилась с  потерей времени и ресурсов. Мобилизационные запасы страны истощились за четыре месяца: уже в первые недели войны оборонные заводы  испытали текучесть и недостаток рабочей силы, нехватку сырья и топлива. Надвигающийся экономический кризис заставил правительство оглянуться на положение тыла.

В то же время, уже в июле-августе 1914 г. по инициативе общественности возникли Всероссийский земский союз и Всероссийский союз городов, занимавшиеся созданием собственных предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и снабжением продовольствием армии и населения. В мае 1915 г. для помощи правительству в мобилизации экономики отечественные предприниматели создали собственные Военно-промышленные комитеты.

Поражения русской армии на фронтах войны в зимне-весенний период 1915 г., нарастание в стране революционных настроений, объединительные тенденции буржуазии, выдвинувшей новые политические лозунги, ее инициативность в осуществлении мобилизационных процессов собственными силами привели летом того же года к изменению правительственного курса.

17 августа 1915 г. император утвердил законопроект о создании Особого совещания по обороне государства, основные функции которого состояли в управлении промышленными предприятиями, имеющими оборонное значение, в регулировании производства для обеспечения армии и флота, а в более широком плане – в координации усилий фронта и тыла в военных целях. Особое совещание получило право привлекать к военному производству частные предприятия, осуществлять строительные работы, открывать новые военные заводы. С 23 августа  Николай II принял на себя Верховное командование. Этот шаг имел большое значение для хода боевых действий: был стабилизирован фронт, совершен большой скачок в развитии военной и оборонной промышленности, улучшено снабжение армии.

Производительность на Ижорском заводе, где  изготавливали дирижабли, бронировали автомобили и поезда, выпускали двигатели внутреннего сгорания, снаряды, цельнотянутые трубы, в 1916 г. увеличилась по сравнению с 1913 г. более чем в два раза. На Тульском императорском Петра Великого оружейном заводе с 1914 по 1916 г. производство винтовок, револьверов и взрывателей выросло в два с половиной раза, пулеметов и пулеметных станков почти в десять раз.

К концу 1916 г. благодаря усилиям по мобилизации промышленности и привлечению частных предприятий к военному производству русская армия была обеспечена винтовками и снарядами.

Особое внимание императора было обращено на проблемы железнодорожного сообщения. В течение 1916 − начале 1917 г. было сооружено 3150 новых путей и развито 10 узловых станций.

Несмотря на промышленный подъем, война стала тяжелейшим испытанием для российского народного хозяйства. По мере того, как она затягивалась, все более явными становились симптомы общего расстройства экономической жизни, приведшие к экономическому и политическому кризису.