Перейти к основному содержанию

24 августа 2016 года в музее-заповеднике «Царское Село» открылся для посетителей реставрированный павильон «Арсенал» – больше семидесяти лет он находился в полуразрушенном состоянии. Здесь размещена новая экспозиция «Царскосельский Арсенал. Императорская коллекция оружия», созданная совместно с Государственным Эрмитажем.

Предмет особой гордости – собрание восточного оружия российских императоров из фондов ГМЗ «Царское Село». Как и прежде, экспозиционным центром стал восьмиугольный зал на втором этаже – Зал рыцарей.

Среди выставленных предметов (всего более 400) – известная картина Ораса Верне «Царскосельская карусель», коллекции восточного холодного оружия, огнестрельного оружия XVIII–XIX веков, предметы конской упряжи. Государственный Эрмитаж предоставил из своего собрания на временное хранение раритетные экспонаты, в том числе доспехи XVI века из коллекции Николая I, которые когда-то находились в Арсенале.

Арсенал – главный павильон Александровского парка. Изначально на его месте располагался Монбижу, построенный в 1747–1754 годах по проектам Саввы Чевакинского и Франческо Растрелли. Он был создан в одном стиле с павильоном «Эрмитаж» в Екатерининском парке и принадлежал к лучшим образцам русского барокко. Монбижу использовался как охотничий павильон и размещался в так называемом Зверинце – на территории, где содержали животных в естественных условиях. Постепенно Зверинец пришел в запустение, а Монбижу обветшал. Александр I принял решение его перестроить и выбрал для нового облика павильона одно из неоготических сооружений в английском королевском парке в Виндзоре. Перестройку продолжил Николай I, находившийся под впечатлением убранства и коллекций в замке Вальтера Скотта Абботсфорд – «жилища средневекового рыцаря».

В 1819–1834 годах здание Монбижу было перестроено в неоготическом стиле по проекту шотландского архитектора Адама Менеласа – так появился павильон «Арсенал». Свой замысел Менеласу не удалось осуществить до конца: он умер в разгар отделочных работ в августе 1831-го от холеры. Отделку интерьеров завершил архитектор Александр Тон.

31 января 1834 года Николай I, находясь в Царском Селе, повелел, чтобы Монбижу «впредь называть Арсеналом, предав первое имя забвению».

Арсенал стал одним из выразительных памятников русской неоготической архитектуры XIX века. С его появлением весь архитектурно-парковый комплекс стали воспринимать как романтическую «средневековую» декорацию. 

Подобно тому, как над Абботсфордом реял флаг Шотландии, на Арсенале во время пребывания императора в Царском Селе развевался императорский штандарт. 

Центральное место в планировке павильона занимал восьмиугольный Зал рыцарей, в котором размещалась лучшая часть коллекции оружия, принадлежавшая Николаю I. Для ее осмотра выдавались билеты – таким образом, Арсенал стал первым в России публичным музеем оружия; экспозицию составляли более 5 тысяч предметов.

Начальник первого отделения Императорского Эрмитажа Флориан Жиль писал о Николае I: «…как все государи, отличавшиеся рыцарскими качествами, император Николай любил хорошее оружие». Его коллекция была одной из богатейших в Европе и лучшей по восточному оружию. 

В 1885–1886 годах по воле императора Александра III это уникальное собрание передали в Императорский Эрмитаж.

Во время Великой Отечественной войны Арсенал подвергся значительным разрушениям, все послевоенные десятилетия здание находилось в руинированном состоянии.

Проект реставрации павильона был разработан в 2011 году институтом «Спецпроектреставрация». Первоочередные противоаварийные работы проведены в 2012-м. Ремонтно-реставрационные работы были выполнены в 2014–2015 годах ЗАО «Ремстройфасад». Стоимость работ, включая проектную документацию, составила 305 млн. рублей; практически все средства выделены из федерального бюджета.

Здание полностью оснащено инженерными сетями. В соответствии с проектом, в подвальном этаже располагаются: входная зона, гардероб, технические и служебные помещения, зал с вводной информацией об Александровском парке и Арсенале. Для маломобильных посетителей предусмотрены специальные подъемники для входа в музей и подъема на второй этаж.

На первом и втором этажах разместилась экспозиция об истории Монбижу и Арсенала, а также коллекции западноевропейского и восточного оружия. В Албанской комнате с помощью 3D технологий воссоздана соответствующая акварель Аллоизия Рокштуля. В одной из башен демонстрируется фильм об истории «каруселей», а в комнате с винтовой лестницей можно изучить электронные книги по истории Арсенала и узнать о хранителях императорских библиотеки и коллекции оружия.

Помимо предметов из собственной коллекции, а также предоставленных на временное хранение, музей приобретал на аукционах за собственные средства ценные предметы европейского вооружения и снаряжения XVI–XVII веков, в том числе доспехи, шлемы, алебарды, мечи. Все эти раритеты включены в новую экспозицию.