Перейти к основному содержанию

15 сентября 2018 года для посетителей открылась после реставрации Шапель – самый романтический павильон Александровского парка. Более семидесяти лет здание находилось в аварийном состоянии.

Построенный в XIX веке в виде разрушенной временем готической капеллы, павильон «Шапель» получил многочисленные повреждения в годы Великой Отечественной войны. Особенно пострадала кровля башни. В первые послевоенные годы из-за полного отсутствия материалов и возможности провести ремонт повреждения усугубились. К концу 1940-х годов, как зафиксировано в исторической справке, «основная часть железа была сорвана, остатки его свисали и их продолжал срывать ветер. Из-за длительных протечек стропильная система частично прогнила, снарядами частично повреждена кирпичная кладка руинной части и каменная лестница. Оконные и дверные переплёты целиком выломаны… скульптура с частичными повреждениями; лепные фигуры ангелов – тоже». Пострадал и интерьер капеллы, и флюгер-петушок. 

В 2011 году было выполнено комплексное обследование здания и разработана проектно-сметная документация по реставрации и приспособлению павильона под музейное использование. В 2014 году проведена историко-культурная экспертиза проекта.

В 2015-2016 годах в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» были выполнены первоочередные ремонтно-реставрационные работы. В апреле 2017 года для последующей реставрации здания проведена конкурсная процедура и определен подрядчик – компания «Лапин Энтерпрайз».

Специалисты выполнили большой объем работ: ремонт и усиление конструктивных элементов здания; ремонтно-реставрационные работы по шатру башни; ремонт кровли; реставрация столярных заполнений; оснащение здания системами инженерно-технического обеспечения; восстановление интерьера капеллы. В интерьере произведена реставрация лепного готического свода и консервация подлинного живописного декора.

Крышу павильона изначально украшал флюгер в форме петушка, выполненный из меди, – символ отречения апостола Петра. На флюгере были следы от пуль времен Великой Отечественной войны, а хвост полностью утрачен. На кровле установили копию петушка, в основание которого, перед установкой на крышу, в июле 2018 года сотрудники музея заложили капсулу с посланием потомкам.

Интерьер часовни украшает роспись, имитирующая «готические» окна и ткань со светло-голубым бордюром. Реставраторы провели консервацию сохранившихся фрагментов живописи, места полных утрат затонировали. 

Потолок основного помещения капеллы имеет веерный свод, характерный для английских позднеготических построек. При его расчистке реставраторы обнаружили исторический колер. После чего было принято решение места значительных утрат затонировать в исторический цвет.

Взамен статуи Спасителя, находящейся теперь в собрании Эрмитажа, в Шапели установлена скульптура великой княгини Александры Николаевны (Адини), дочери императора Николая I, работы Ивана Витали. Скульптура происходит из утраченной Малой Шапели, которая находилась на берегу Ламского пруда; последние десятилетия она хранилась в фондах музея.

Павильон «Шапель» (от франц. chapelle – капелла) сооружен на окраине Александровского парка в 1825–1828 годах в виде готической капеллы (часовни), разрушенной временем.

Как и другие «готические» сооружения Александровского парка, Шапель была построена по проекту Адама Менеласа. Она представляет собой две квадратные в плане башни, одна из которых полностью «обвалилась», и соединяющую их широкую арку. Для усиления «готического» образа в окно установили цветные стекла, и проникавший сквозь них свет озарял призрачным мерцанием интерьер с фигурами ангелов у основания сводов. Эти фигуры выполнены Василием Демут-Малиновским. Статую Христа, находившуюся в Шапели (ныне — в собрании Государственного Эрмитажа), приобрела у известного немецого скульптора Иоганна Генриха фон Даннекера вдовствующая императрица Мария Федоровна и подарила своему сыну императору Александру I.

После революции Шапель открыли для посещения как музейный объект, но в начале 1930-х закрыли в связи с низкой посещаемостью. 

С 1931 года до Великой Отечественной войны в Шапели располагались жилые квартиры. Осмотр 1933 года зафиксировал довольно плачевное состояние павильона, при котором «отваливаются кирпичи со стен, выбиты почти все стекла (малого размера), у статуи работы Даникера отбиты пальцы».

В начале Великой Отечественной войны павильон использовали для установки в нем зенитных орудий, которые расположили в бывшей «комнате часов» в чердачном помещении. Над зенитками была раскрыта часть кровли. В период фашистской оккупации это был наблюдательный пункт.

В 1950-1951 годы произведены консервационные работы, в том числе капитальный ремонт кровли. В 1953-м создан проект реставрации, который не был реализован. 

В 1963 году принято очередное решение о реставрации павильона с последующим использованием под кафе-мороженое. Сведений о проведении этих работ нет. По некоторым данным, к 1966-му нижний этаж всё еще использовался под жильё.

В 1987 году вновь был поставлен вопрос о реставрации и капитальном ремонте павильона, но и тогда проект не удалось реализовать. 

Сиреневую аллею высадили одновременно со строительством павильона «Шапель». Она протянулась от Крестового канала до Розовой караулки. Над ее созданием трудились садовые мастера Илья Кононов и Фёдор Лямин. Идея воссоздания утратившей свой первоначальный облик аллеи возникла в связи с реставрацией павильона «Шапель» и проведением работ по мелиорации, восстановлению дорожно-тропиночной сети в этом районе Александровского парка.