Перейти к основному содержанию

Террасу Камероновой галереи, бельэтаж Зубовского флигеля, где располагались личные покои Екатерины II, и Агатовые комнаты Холодной бани, в которых императрица в утренние часы читала, просматривала государственные бумаги и отвечала на письма, соединяет Висячий сад.

Со стороны сада можно попасть во второй этаж Холодной бани, в Агатовые комнаты, куда ведут три дубовые двери: дверь слева — в переднюю, называемую Кабинетцем; средняя — в Большой зал; дверь справа — в Библиотеку и, через нее, на лестницу. Фасад второго этажа Холодной бани, выходящий к Висячему саду, оформлен овальной полуротондой; светложелтые стены оттеняет кирпично-красный тон рельефных медальонов и ниш, в которых установлены декоративные бюсты и статуи из темной бронзы.

Терраса между Камероновой галерей, Зубовским флигелем и Агатовыми комнатами, задуманная для небольшого Висячего сада на уровне второго этажа, покоится на сводах, поддерживаемых мощными пилонами. Для разбивки сада на террасу уложили гидроизоляцию из листового свинца и насыпали слой земли, позволявший выращивать растения, подобранные таким образом, чтобы сад постоянно находился в цвету. В XVIII веке здесь росли яблони, сирень, жасмин и ро-зы; вокруг кустов были высажены тюльпаны, пионы, нарциссы.

Боковые стороны Висячего сада окружала утраченная ныне балюстрада из эзельского доломита — камня, добывавшегося на острове Эзель. В начале XIX века она обветшала и была заменена деревянной, окрашенной в белый цвет.

Первоначально Висячий сад был П-образной террасой, которая соединяла между собой личные комнаты императрицы, Холодную баню и  Камеронову галерею.

Расширили сад пятью годами позже, при проектировании и строительстве Пандуса. Для этого потребовалось поставить еще шесть столбов и выложить своды между флигелем дворца и Камероновой галереей, где прежде сада не было. В итоге Висячий сад выдвинулся на линию фасадов дворцового флигеля и галереи и приобрел свою сегодняшнюю форму.

Теперь южный угол торцевой части Зубовского флигеля, непосредственно соединенный с Висячим садом, превратился в полуоткрытую Зеркальную площадку: ее архитектурное оформление как в зеркале повторяло Камеронову галерею с каннелированными колоннами ионического ордера, фризом с венками и мраморным полом. Зеркальная площадка соединялась с покоями Екатерины II: дверь с нее вела в Зеркальный кабинет — одну из личных комнат императрицы во втором этаже Зубовского флигеля.

Иметь из Висячего сада дополнительный спуск в Екатерининский парк императрица Екатерина II пожелала в начале 1792 года. Приступая к разработке проекта, Ч. Камерон предложил не повторять уже имевшуюся на Камероновой галерее лестницу, а построить пологий спуск. Предложение было одобрено, и впоследствии спуск назвали Пандусом (спокойный, легкий спуск).

Пандус образуют семь понижающихся арок-сводов и три безарочных пилона. В замковых камнях арок с обеих сторон высечены маски античных богов — Юпитера, Юноны, Марса, Минервы, Меркурия — и других мифологических персонажей.

Над колоннами, разграничивающими уступы по обеим сторонам спуска, прежде были установлены бронзовые статуи муз — Эвтерпы, Каллиопы, Мельпомены, Полигимнии, Талии, Терпсихоры, Урании и Эрато, а также Венеры Каллипиги, Венеры Медицейской, Меркурия и Флоры. В XVIII веке богато украшенный скульптурой Пандус называли «Лестницей богов». Однако бронзовые статуи простояли недолго: в 1799 году по указу императора Павла I их перевезли в Павловск, где установили на круглой плошадке в Старой Сильвии (так возникла площадка Муз), а на их место на Пандусе в 1826 году поставили чугунные жертвенники с чашами для цветов, отлитые на Петербургском казенном чугунолитейном заводе по рисункам архитектора В. П. Стасова. В самом конце Пандуса до 1941 года находились две колоссальные бронзовые вазы, выполненные по античным образцам. Во время оккупации города они бесследно исчезли.

Сооружение Пандуса завершилось в апреле 1794 года. Строительство велось под руководством архитектора И. В. Неелова — постоянного помощника Ч. Камерона. Тогда же по рисункам Камерона на Пандусе были установлены железные ворота с решетками, изготовленные на Сестрорецких заводах и простоявшие до середины XIX века.

В 1811 году Пандус был передвинут в связи с устройством в 1810 году на месте скатов Катальной горы Рамповой аллеи, пересекающей парк от Екатерининского дворца почти до Орловских ворот. Чтобы совместить направление Пандуса с аллеей, было решено его передвинуть; для этого узел соединения Пандуса с Висячим садом переместили со средней на вторую арку от дворца.

В 1860-х годах, когда император Александр II избрал Зубовский флигель своей летней квартирой, значительный участок парка, прилегающий к флигелю, отвели под Собственный садик и оградили металлической решеткой. Новая ограда непосредственно примыкала к окончанию Пандуса, где решили поставить вторые ворота. Чтобы избежать различия между новыми и старыми воротами, в 1865 году ворота Ч. Камерона заменили новыми отлитыми по проекту архитектора А. Ф. Видова. Эти ворота сохранились до наших дней.

Во время посещения данного сайта, ГМЗ "Царское Село" может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.