Перейти к основному содержанию

Арабесковый зал – один из самых эффектных парадных залов, созданных Ч. Камероном в Большом Царскосельском дворце для императрицы Екатерины II.

Парадные и личные комнаты Екатерины II располагались в южном крыле дворца, на месте растреллиевских Парадной лестницы, Четвертой и Пятой антикамер, и в новом флигеле, пристроенным ко дворцу по желанию Екатерины II в 1779–1780-х годах, позже названным Зубовским.  Отделка новых залов продолжалась несколько лет по проекту архитектора Ч. Камерона (1743–1812), шотландца по происхождению, столь же страстно увлеченного античностью, как и сама императрица. Под наблюдением Камерона были оформлены новые парадные апартаменты – Арабесковый, Лионский, Китайский залы и Купольная столовая, а также личные комнаты Екатерины II – Опочивальня, Синий кабинет («Табакерка»), Серебряный и Зеркальный кабинеты, Рафаэлевская комната. В этих интерьерах воплотились самые оригинальные замыслы архитектора, восхитившие хозяйку резиденции и изумившие современников.

Во время Великой Отечественной войны комнаты Екатерины II подверглись значительным разрушениям; при восстановительных работах в начале 1950-х годов они были приспособлены для нужд Военно-морского училища, которое временно расположилось в здании дворца, а позже в южном крыле здания размещались база отдыха и художественная школа.

В результате реконструкции, завершенной в 2005 году, комнаты Екатерины II приобрели исторические объемы.

Работы по воссозданию Арабескового зала  начались в 2006 году ООО «Ресстрой». В основу проекта воссоздания, выполненного архитектором А.А. Кедринским в 1979 году, положены эскизные проекты Ч. Камерона, хранящиеся в Государственном Эрмитаже, альбом фотографий СНПО «Реставратор», фиксирующих состояние интерьера до и после разрушений 1945 года и акварель Э.П. Гау, как максимально достоверное фиксационное изображение зала, отражающее первоначальный авторский замысел Ч. Камерона.

Арабесковый зал – первый из воссозданных на половине Екатерины II.

Первоначально на его месте располагалась Четвертая антикамера, торжественный растреллиевский зал, занимавший всю ширину дворца и освещенный с востока и запада. В конце ХVIII века помещение было разделено на два продольной стеной; Арабесковый зал, как и все парадные залы дворца, обращен окнами на парадный плац.

Арабесковый зал