Перейти к основному содержанию

Лионский зал

Лионский зал или «Комната лионских обоев» – уникальная интерьер, созданный по проекту архитектора Ч. Камерона в 1781‒1783 гг. на месте барочного интерьера Пятой Антикамеры. Увлеченная новым архитектурным стилем, классицизмом, Екатерина II приняла решение преобразовать дворец согласно последним художественным веяниям.


Архитектор использовал в отделке лазурит (ляпис-лазурь) – синий полудрагоценный камень сложного минералогического состава с белыми и золотистыми вкраплениями. Лазуритовая отделка была выполнена из тонких пластин, наклеенных на каменную основу (впоследствии эта техника получила название «русская мозаика»). Каменный декор Лионской гостиной состоял из фриза, панелей в нижней части стен, наличников окон и дверных порталов. Для зала были выполнены и два стола-консоли со столешницами, облицованные ляпис-лазурью.


Настоящим шедевром являлся паркет Лионского зала. Он был набран из амаранта, палисандра, пальмы, черного и розового деревьев и украшен перламутром.

Главным декоративным элементом в декоре зала стал шелк виртуозной работы французских мастеров известной лионской мануфактуры К. Пернона. Рисунок с разноцветными павлинами, фазанами, лебедями в сложном переплетении гирлянд и ветвей на золотистом фоне, производил неизгладимое впечатление. Именно шелку зал обязан своим названием.


На протяжении XIX в. отделка стен Лионского зала неоднократно подвергалась обновлению. Уже в начале марта 1801 г. лионские обои и оконные драпировки были изъяты и заменены на «Обои Лионские шелковые, абрикосовые, шитые в тамбур разными шелками»; в документах они имеют пометку «ветхие». Позже гостиную вновь обивают «желтым цветным атласом».


В 1841 г. наследник цесаревич Александр Николаевич (будущий Александр II) женился на немецкой принцессе, вошедшей в русскую историю под именем Марии Александровны. Будущая императрица получила для проживания бывшую половину Екатерины II, так называемый Пятый апартамент. В 1848 г. «за ветхостью желтой материи» Мария Александровна повелела полностью обтянуть малиновой тканью стены и мебель Лионского покоя. Малиновый шелк с рисунком «в новом вкусе» в виде вертикально расположенных извилистых цветочных полос был куплен в Санкт-Петербурге в Английском магазине. В 1866 г. возобновляется обивка из желтого шелка, с той же сплошной затяжкой стен от лазуритовых панелей до верхнего фриза. На этот раз ткань заказали на лионской мануфактуре «Лами и Жиро», в архиве которой сохранилась запись о заказе для Царского Села шелка, называвшегося «золотой бутон».


В 1860-е гг. заменили не только ткань. Работы в зале начались уже в 1856‒1857 гг. под руководством придворного архитектора И. А. Монигетти, который внес существенные изменения в художественное решение интерьера. И хотя в результате переделок зал получил новый вид, от прежнего оформления сохранялись лазуритовые панели, дверные и оконные обрамления, наборные двери и уникальны паркет, предусмотрительно закрытый хозяйкой коврами.


В новом состоянии Лионская гостиная была запечатлена в 1878 г. по личному заказу императрицы художником Л. О. Премацци. Эта акварель ‒ большая художественная ценность, являющаяся одновременно произведением искусства и документом, к которому сегодня обращаются специалисты, уточняя цвет, форму, характер утраченных деталей.


На акварели мы видим живописные произведения, подчеркивающие вкус хозяйки резиденции. «Молодая итальянка с маской в руке», «Итальянка, покрывающая платком ребенка, спящего в колыбели» – написаны Ж.-Б. Л. Масом в Риме в 1830-е гг. На северной стене в богатой резной золоченой раме картина Л. Галле «Семья рыбака (Ожидание)» 1855 г. Эту картину бельгийского живописца сегодня можно вновь видеть в зале на своем месте. Большое полотно «Смерть Рафаэля» Ф. Скьявони, также представленное в воссозданном зале, было заказано Александром Николаевичем во время его европейского вояжа в 1839 г. и появилась в Лионской гостиной в 1859 г. Наряду с полотнами Л. Галле и Ф. Скьявони, в довоенной экспозиции дворца-музея находились «Святая Агнесса с ягненком на руках» Ф. Ванни и «Диоген с фонарем» Б. Строцци. которые вернулись на свои места.


Акварель Премацци дает представление и о предметном наполнении гостиной. Убранство зала составляли уникальный лазуритовый гарнитур, в состав которого входила роскошная люстра с монограммой императрицы Марии Александровны, позолоченный мебельный комплект, созданный в 1866 г. на фабрике А. Тура, позолоченная ширма, часы работы Каффиери.


Из 32 предметов лазуритовой меблировки Лионского покоя во время Великой Отечественной войны были утрачены простеночные зеркала с консолями и двухъярусная жардиньерка для комнатных цветов. Сохранившиеся 27 предметов ныне относятся к уникальной части музейной коллекции и вновь представлены в Лионском зале.


Проект реставрации интерьера, полностью погибшего в годы войны, был подготовлен еще в 1983 г. СНПО «Реставратор» под руководством главного архитектора музея А. А. Кедринского; корректировку проекта выполнили специалисты ГУП «Ленпроектреставрация» в 2006‒2007 гг. Новым проектом было предусмотрено восстановление зала на довоенное состояние, таким, каким он стал после изменений, внесенных в середине XIX в. И. А. Монигетти.


Воссоздание уникального декоративного убранства дворцового интерьера стало возможным благодаря финансовой поддержке благотворителей.


Руководство ПАО «Газпром» выделило средства на воссоздание великолепного плафона, наборных мозаичных панелей из лазурита, на монтаж обивки стен, изготовление портьер, басонных изделий и аграманта.


Фонд ENGIE (Франция) профинансировал изготовление лионского шелка для стен, портьер и мебели на мануфактуре Прелль (Prelle), преемнице фабрики «Лами и Жиро». 
Благотворительный фонд содействия развитию железнодорожного транспорта «Транссоюз» передал музею средства на выполнение работ по восстановлению трех лазуритовых порталов.


Несмотря на все усилия, отделка Лионского зала восстановлена не полностью. Впереди завершение работ по реставрации паркета, воссоздание двух угловых печей-каминов, простеночных зеркал в лазуритовых рамах с консольными столиками, лазуритовых порталов балконных дверей, а также трех полотнищ дверей, ведущих в зал, инкрустированных, как и паркет, перламутром.

Лионский зал