Перейти к основному содержанию

В 1781–1783 годах «Уборная Ее Высочества» (великой княгини Натальи Алексеевны), созданная В. И. Нееловым, была разделена по проекту Ч. Камерона деревянной перегородкой. На ее месте возникли два небольших кабинета великой княгини Марии Федоровны. Первый из них предназначался для занятий живописью и получил название Живописного; во втором великая княгиня занималась лепкой и резьбой по кости, и он именовался Скульптурным.

Золотисто-желтый тон и золоченая отделка стен Живописного кабинета, а также декор дверей сохранились с конца XVIII века. Крестовый свод, люнеты и фриз были заново расписаны по эскизам В. П. Стасова художником Д. И. Антонелли (1791–1842) в ходе восстановления интерьера после пожара 1820 года.

На стенах Живописного кабинета представлены композиции «Весна» и «Осень» П.-Ш. Тремольера (1703–1739), а также украшавшие некогда Туалетную комнату Екатерины II медальоны, изображающие букеты цветов, работы неизвестного живописца второй половины XVIII века. Кресла из волнистого клена выполнены в 1820-х годах по рисунку В. П. Стасова в мастерской А. И. Тура и расписаны художником И. Бернаскони. На столе — светильник-миракль из бронзы и перламутра, изготовленный в петербургской мастерской В. Дегена в 1825 году и в августе того же года подаренный вдовствующей императрицей Марией Федоровной своему сыну, императору Александру I.

Живописный кабинет