Перейти к основному содержанию

Официантскую — одно из служебных помещений Большого Царскосельского дворца XVIII столетия — Ч. Камерон разделил поперечной перегородкой на две «прихожих», одна из которых была полутемной и выходила на лестницу.

Интерьер Официантской значительно пострадал во время пожара 1820 года, после чего созданное шотландским архитектором декоративное оформление с некоторыми изменениями была воспроизведено В.П. Стасовым. Основной принцип художественного решения Официантской — симметричное членение стен деревянными пилястрами, окрашенными под мрамор и соединенными гипсовыми арками, — был сохранен. Рисунок деталей, из-за утраты образцов Камерона, был выполнен по чертежам Стасова. По этой же причине потолок в зале был оставлен белым.

М.-А. Колло. Голова девочки. 1769

В 1840-х годах по распоряжению Николая I Стасов убрал в Официантской перегородку, и две «прихожие» превратились в просторную светлую комнату. Значительно обогатил строгое решение интерьера паркет с четким геометрическим рисунком, набранный в это время из ценных пород древесины: палисандра, амаранта, красного и черного дерева, дуба и клена. Для центральной части пола был использован наборный паркет одной из «прихожих». Этот паркет сгорел в пожаре 1863 года. Сегодня в зале находится паркет, изготовленный в середине 1860-х годов, переживший Великую Отечественную войну.

В 1855 году по проекту А.И. Штакеншнейдера в центр потолка Официантской была вмонтирована картина художника венецианской школы XVII века П. Либери. Ее обрамляли золоченые тяги, лепные орнаменты и дополняли декоративные Б.-Э. Мурильо. Горный пейзаж. 1680-еживописные медальоны. Весь декор потолка погиб в годы войны.

После войны разрушенный интерьер Официантской был восстановлен: по двум сохранившимся пилястрам выполнили остальные восемнадцать, сохранившийся паркет реставрировали, и в 1959 году зал был открыт для посетителей.

Сегодня в Официантской представлены наборные ломберные столики конца XVIII века, комод шведской работы второй половины XVIII века и стулья красного дерева, изготовленные русскими столярами в XIX столетии. На стенах помещены картины из царскосельского собрания: «Горный пейзаж» Б.-Э. Мурильо, «Вид с Палатинского холма» П. Лабруцци, «Водопад в Тиволи» А. Локателли и «Руины» А.И. Бельского.

Официантская